ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА
Наименование проекта |
«ШКОЛА - ТЕРРИТОРИЯ ЗДОРОВЬЯ» |
Место реализации проекта |
Государственное учреждение образования «Средняя школа № 1 г. Ветки имени А.А. Громыко» |
Главная идея проекта |
Организация совместной деятельности педагогов и обучающихся, законных представителей, других заинтересованных организаций в сохранении здоровья, направленной на оптимизацию учебной, психологической и физической нагрузки учащихся и создание в учреждении условий для сохранения и укрепления здоровья, формирование культуры здорового образа жизни |
Сроки реализации проекта |
2019/2021 гг. |
Участники проекта |
Педагогический коллектив учреждения образования, родительская общественность, представители учреждения здравоохранения, социальные партнеры |
Принципы |
|
Информационное обеспечение проекта |
Школьное информационное пространство (стенды, уголки), официальный сайт учреждения. |
ОБОСНОВАНИЕ И АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Современные государственные и общественные реалии, кардинальные изменения в социальной жизни привели к принципиальным изменениям системы образования в Республике Беларусь. Ставка делается на сохранение и укрепление здоровья нации, в частности школьников. Статистика показывает, что подавляющее большинство детей знакомы с болезнями, причем иногда довольно близко. У детей впечатлительных и физически ослабленных формируется комплекс неудачника. К таким последствиям приводит психогенные факторы, т.е. условия, которые вызывают нервно – психические заболевания, травмируют душу. К сожалению, не редко эти психогенные факторы процветают в семье.
Здоровье ребенка на прямую связано с его душевным равновесием и эмоциональным благополучием. Так же большинство школьников очень мало знают о своем теле, об особенностях его строения и функциях, о здоровье как главной ценности человека. Из-за отсутствия элементарных знаний молодые люди совершает множество ошибок. К сожалению, очень часто эти ошибки становятся роковыми. Чем раньше у ребенка сформируется осознанная необходимость заботиться о своем здоровье, тем здоровее будет каждый конкретный человек и общество в целом.
В связи с этим для реализации информационного проекта «Школа - территория здоровья» в рамках Государственной программы «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь» необходимо создание единой профилактической среды (как в учреждении образования, так и в домашних условиях). Проект подразумевает совместную деятельность педагогических работников, обучающихся и их законных представителей (родителей), а также других заинтересованных организаций в сохранении и укреплении здоровья детей.
Цель проекта: создание модели здоровьесберегающей образовательной среды учреждения путем интеграции педагогических, информационных, интеллектуальных и материально-технических ресурсов.
Задачи:
- формировать у обучающихся систему знаний на игровых, учебных и факультативных занятиях и во внеурочное время о сбережении здоровья, мотивацию на сохранение здоровья;
- создать систему содержательного, информационного, материально – технического обеспечения агитационной и пропагандистской работы по приобщению подрастающего поколения, педагогов, законных представителей обучающихся к здоровому образу жизни;
- создать в учреждении оптимальный двигательный режим для обучающихся с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развивать потребность в занятиях физической культурой и спортом;
- применять технологии, сберегающие здоровье, в образовательном процессе.
Предполагаемый результат:
- Снижение показателей заболеваемости детей.
- Стабилизация состояния здоровья учащихся по основным показателям.
- Повышение качества и уровня обучения школьников.
- Повышение уровня воспитанности детей.
- Полученные в школе знания о здоровом образе жизни позволяют детям понять, как и почему им нужно заботиться о своём здоровье, соблюдать правила ЗОЖ.
- Учащиеся смогут оценивать свой режим с точки зрения соответствия требованиям ЗОЖ.
- Учащиеся научаться управлять своим поведением в различных ситуациях, избегая конфликтов с окружающими.
План реализации информационного проекта
«ШКОЛА – ТЕРРИТОРИЯ ЗДОРОВЬЯ» на 2019/2021 гг.
Этап |
№п/п |
Содержание работы |
Сроки |
Ответственный |
Форма отчетности |
Подготовительный этап |
1 |
Анализ реальных возможностей и условий для внедрения проекта в деятельность учреждения образования (анкетирование) |
Август, 2019 |
Е.В.Новикова Я.И. Исаченко И.В. Купцова |
Анализ анкетирования |
2 |
Обсуждение идеи проекта на совещание при директоре |
Сентябрь, 2019 |
Е.В. Новикова |
Протокол совещания |
|
3 |
Формирование пакета документов по организации и внедрению проекта в деятельность учреждения образования |
Сентябрь, 2019 |
Е.В.Новикова Я.И. Исаченко И.В. Купцова |
Приказ, план работы |
|
4 |
Оформление на официальном сайте учреждения образования раздела «Межведомственный информационный проект «Школа – территория здоровья» |
Сентябрь, 2019 |
Я.И. Исаченко И.В. Купцова |
Оформленный тематический раздел на сайте |
|
5 |
Информирование обучающихся и их законных представителей с проектом через проведение родительских собраний, классных и информационных часов |
Октябрь, 2019 |
Классные руководители |
Протоколы родительских собраний, фотоотчеты классных и информационных часов |
|
6 |
Проведение инструктивно-методического совещания с педагогическими работниками по содержанию проекта, особенностями его реализации, документации |
Октябрь, 2019 |
Я.И. Исаченко И.В. Купцова |
||
7 |
Изучение новых образовательных программ и здоровьесозидающих технологий, интегрирующих образовательные и оздоровительно-профилактические компоненты, направленные на сохранение здоровья и повышение работоспособности |
2019-2021 |
Е.В. Новикова Я.И. Исаченко И.В. Купцова |
Собеседование с педагогическими работниками |
|
Основной этап |
9 |
Создание информационно – методической среды по сопровождению проекта в учреждении образования |
Ноябрь, 2019 (далее – постоянно) |
Я.И. Исаченко И.В. Купцова классные руководители I- IV классов |
Оформление информационных стендов, уголков, папок – передвижек, подборка методической литературы, наполнение сайта, разработка брошюр, листовок, информационных листов и пр. |
10. |
Организация процесса самообразования педагогов, задействованных в проекте, с целью повышения уровня их квалификации по теме проекта |
Ноябрь, 2019 – декабрь, 2019 |
Педагоги – участники проекта |
План самообразования |
|
11 |
Участие в региональных семинарах, совещаниях по теме проекта |
С ноября, 2019 (далее – постоянно) |
Е.В. Новикова, директор Я.И. Исаченко И.В. Купцова Классные руководители I- IV классов |
Фотоотчеты, ИМС |
|
12 |
Интеграция плана работы по проекту в деятельность учреждения образования: проведение тематических мероприятий в учебной, внеучебной деятельности по направлению формирование культуры здоровья и мотивации к здоровому образу в системе «педагог-обучающийся-законный представитель (родитель)» |
С ноября, 2019 (далее – постоянно) |
Е.В. Новикова Я.И. Исаченко И.В. Купцова Классные руководители I- IV классов |
Создание и наполнение банка данных методических наработок по теме проекта (фото, видео, аудио материал, методические разработки классных и информационных часов, воспитательных мероприятий и пр.) |
|
13 |
Организация и проведение самоаудита школы здоровья: регулярный и текущий контроль и оценка гигиенических показателей образовательной среды, состояния здоровья обучающихся, уровня их знаний, навыков и умений в области здорового образа жизни |
С ноября, 2019 (далее – постоянно) |
Я.И. Исаченко И.В. Купцова |
Протоколы совещаний при директоре, при заместителе директора, спраки по изучению отдельных вопросов |
|
14 |
Консультирование по вопросам реализации проекта с районным центром гигиены и эпидемиологии, медицинскими работниками, осуществляющими медицинское сопровождение учреждения образования |
Постоянно |
Е.В. Новикова И.В. Купцова |
||
15 |
Проведение цикла мероприятий по профилактике возникновения нарушений опорно-двигательного аппарата и оптимизация двигательной активности детей и подростков: 1.Обеспечение динамического компонента учащихся 60 минут в течение дня. 2.Организация систематических прогулок, перемен, игр на свежем воздухе после занятий и в 6-й школьный день. 3.Организация общешкольных танцевально-музыкальных активных перемен (динамические перемены, флеш-мобы). 4. Проведение физкультминуток на уроках для профилактики развития статического напряжения. 5. Чередование в расписании предметов с преобладанием статического и динамического компонентов. 6. Организация и проведение смотра-конкурса «Самый здоровый класс». 7. Организация и проведение дней здоровья для учащихся-педагогов-родителей (законных представителей). 8. Создание зоны активной рекреации (сенсорные зоны, классики, развивающие дорожки и т.п.). |
В течение учебного года |
Е.В. Новикова Я.И. Исаченко И.В. Купцова |
Создание и наполнение банка данных методических наработок по теме проекта (фото, видео, аудио материал, методические разработки классных и информационных часов, воспитательных мероприятий и пр.) |
|
16 |
Проведение цикла мероприятий по профилактике возникновения нарушений зрения, нервно-психического здоровья и переутомления: 1. Обеспечение рационального освещения в учебных классах. 2.Проведение зрительной гимнастики (пальпация, массаж, «метка на стекле», «релакс») на уроках для профилактики зрительного утомления. 3.Организация чтения и письма, использования ЭСО с учетом санитарно – гигиенических правил. 4.Рассадка учащихся с учетом состояния здоровья. 5.Цикл классных часов «Орган зрения: строение, функции, профилактика заболеваний». 6.Соблюдение режима сна для учащихся 1 класса. 7.Организация прогулок, игр на свежем воздухе после занятий и в 6-ой школьный день. 8.Составление расписания учебных предметов с учетом динамики работоспособности учащихся в течении недели. Чередование в расписании предметов с преобладанием статического и динамического компонента. 9. Проведение дыхательной гимнастики на уроках для профилактики эмоционального напряжения. |
В течение учебного года |
Е.В. Новикова И.В. Купцова классные руководители I- IV классов |
Создание и наполнение банка данных методических наработок по теме проекта (фото, видео, аудио материал, методические разработки классных и информационных часов, воспитательных мероприятий и пр.) |
|
17 |
Проведение цикла мероприятий по профилактике нарушений обмена веществ, по организации рационального режима питания: 1. Цикл классных часов «Пирамида питания». 2.Контроль работы школьной столовой по обеспечению учащихся горячим питанием и за соблюдением санитарно-гигиенических норм. 3.Разработка и распространение информационных буклетов: «Здоровье на тарелке», «Традиции питания» 4.Фестиваль педагогических идей «Правильное питание – здоровое питание» |
В течение учебного года |
Е.В. Новикова Я.И. Исаченко з И.В. Купцова Классные руководители I- IV классов |
Создание и наполнение банка данных методических наработок по теме проекта (фото, видео, аудио материал, методические разработки классных и информационных часов, воспитательных мероприятий и пр.) |
|
Заключительный этап |
18 |
Мониторинг эффективности (промежуточный, итоговый) деятельности проекта с использованием индикаторов оценки эффективности системы профилактических и воспитательных мероприятий на уровне учреждения образования |
Отчетные периоды 2019-2021 гг. |
Е.В.Новикова Я.И. Исаченко И.В. Купцова |
Сводная таблица |
Бальная оценка эффективности деятельности учреждения образования в зависимости от уровня реализации мероприятий по формированию культуры здоровья и мотивации к здоровому образу жизни |
(Май, 2021) |
Региональный центр гигиены и эпидимиологии, медицинские работники, осуществляющие медицинское сопровождение учреждения образования |
Сводная таблица |
||
21 |
Внесение корректировок в план работы по реализации проекта «Школа-территория здоровья» |
На протяжении реализации проекта |
Е.В. Новикова Я.И. Исаченко И.В. Купцова |
Изменения и дополнения в план работы |
|
22 |
Анализ деятельности школы здоровья и его заслушивание на совещаниях при директоре, заместителе директора |
На протяжении реализации проекта |
Е.В. Новикова |
Протокол совещания |
|
23 |
Оформление справки о результатах (промежуточных, итоговых) деятельности школы здоровья |
Отчетные периоды 2019-2021 гг. |
Е.В.Новикова Я.И. Исаченко И.В. Купцова |
Справка |
|
24 |
Анкетирование педагогов, учащихся. родителей по выявлению степени удовлетворённости результатами реализации информационного проекта |
Май |
Я.И.Исаченко И.В.Купцова |
Анализ анкетирования |
|
25 |
Систематизация и оформление методических наработок и рекомендаций по реализации мероприятий по направлению формирование культуры здоровья и мотивации к здоровому образу в системе «педагог-обучающийся-законный представитель (родитель)» |
На протяжении реализации проекта |
Е.В. Новикова Я.И. Исаченко И.В. Купцова |
Банк данных методических разработок и рекомендаций |
|
26 |
Презентация опыта и результатов деятельности учреждения образования по направлению формирование культуры здоровья и мотивации к здоровому образу в системе «педагог-обучающийся-законный представитель (родитель)» с педагогами других учреждений образования |
Отчетные периоды 2019-2021 гг. |
Е.В. Новикова |
Доклад, презентация |