Новости проекта
Мобильное приложение Schools.by
С Днем учителя!
Голосование
Как Вы бы Вы хотели провести шестой школьный день?
Всего 40 человек

Материалы семинара по организация профилактической работы по предупреждению случаев травматизма и гибели детей от внешних причин

Дата: 10 апреля 2018 в 08:18, Обновлено 10 апреля 2018 в 08:35

Основные угрозы современного мира, организация профилактической работы с родителями и учащимися по предупреждению случаев травматизма и гибели детей от внешних причин

По сравнению с временами ядерного противостояния мировых сверхдержав ХХ века, сегодня угрозы мировой атомной, химической и бактериологической войны несколько снизились. И всё же угроза существования не только целых народов, но и самой жизни на Земле с каждым годом неуклонно возрастает. Сегодня многие развитые страны разрабатывают новейшее сверхоружие, способное не только вызвать землетрясение, ураганы и потопы, но и превратить территорию противника в настоящий метеорологический ад.

Глобальное потепление. Оно становится неотъемлемой составляющей информационного пространства. Как прогноз погоды. Сегодня оно обсуждается даже на уровне международных переговоров. Ученые утверждают, что даже если немедленно остановить загрязнение атмосферы нашей планеты, то плодов этого достижения смогут дождаться только наши внуки. Но катастрофы избежать не удастся: температура на Земле продолжит повышаться еще в течение нескольких десятилетий. Ученые приводят многочисленные неутешительные данные о последствиях глобального потепления, причем, по существующим прогнозам, ждать их осталось совсем недолго.

Терроризм. О террористических угрозах хорошо известно, но все меры политического, полицейского, экономического, военного характера не дают ожидаемых положительных результатов.

Войны, национальная розньДавно известно, что зло нельзя победить злом, что любая война, кроме явных негативных последствий, имеет и множество скрытых (невидимых) разрушительных, психофизиологических следствий, выражающихся во всплесках огромного количества психических болезней в стане победителей и их потомков. Статистика утверждает, что от этих болезней, включая суицид, умирает в несколько раз больше людей, чем погибает во время битвы на поле боя.

Эпидемии. С вхождением нашей солнечной системы (и, конечно, Земли) в новые космические условия усиливается приток разнообразных, до конца неизученных тонких энергий, пронизывающих каждого человека. Мы находимся в мощной астрохимической лаборатории, где невозможно спрятаться от потока космических лучей высоковибрационного качества. Эти лучи несут разрушения и всевозможные так называемые огненные болезни. К ним относятся и воспаления слизистых, и аллергии, и рак, и вирус Эбола и другие, лекарств от которых практически не существует. Кроме того, усиливаются психические эпидемии.

Наводнение - значительное затопление водой местности в результате подъёма уровня воды в реке, озере или море, вызываемого различными причинами. Наводнение на реке происходит от резкого возрастания количества воды вследствие таяния снега или ледников, расположенных в её бассейне, а также в результате выпадения обильных осадков. Наводнение нередко вызываются повышением уровня воды в реке вследствие загромождения русла льдом при ледоходе (затора) или вследствие закупоривания русла под неподвижным ледяным покровом скоплениями внутриводного льда и образования ледяной пробки (зажора). Нередко Наводнения возникают под действием ветров, нагоняющих воду с моря и вызывающих повышение уровня за счёт задержки в устье приносимой рекой воды. 

Ураган (франц. ouragan, от исп. huracan; слово заимствовано из языка карибских индейцев)- ветер разрушительной силы и значительной продолжительности, скорость которого свыше 30 м/сек (по Бофорта шкале 12 баллов). Ураганами называют также тропические циклоны, особенно возникающие в Карибском море.

Лесной пожар — это стихийное, неуправляемое распространение огня по лесным площадям. Причины возникновения пожаров в лесу принято делить на естественные и антропогенные. Наиболее распространенными естественными причинами лесных пожаров обычно являются молнии и засуха. Среди антропогенных причин наиболее характерны халатность и поджоги. На сегодняшний день доля естественных пожаров (от молний) составляет около 7 %-8 %, то есть возникновение большей части лесных пожаров связано с деятельностью человека. Лесные пожары могут представлять серьёзную угрозу жителям сельской местности и дикой природе.

В зависимости от характера возгорания и состава леса лесные пожары подразделяются на низовые, верховые и почвенные. По скорости распространения огня низовые и верховые пожары делятся на устойчивые и беглые. Средняя продолжительность лесных крупных пожаров 10-15 суток при выгорающей площади — 450—500 гектаров.

Циклон — атмосферный вихрь огромного (от сотен до нескольких тысяч километров) диаметра с пониженным давлением воздуха в центре. Различают два основных вида циклонов — внетропические и тропические. Первые образуются в умеренных или полярных широтах и имеют диаметр от тысячи километров в начале развития, и до нескольких тысяч в случае так называемого центрального циклона. Тропические циклоны образуются в тропических широтах и имеют меньшие размеры (сотни, редко — более тысячи километров), но бо́льшие барические градиенты и скорости ветра, доходящие до штормовых. Для таких циклонов характерен также т. н. «глаз бури» — центральная область диаметром 20—30 км с относительно ясной и безветренной погодой. Характерные для тропических циклонов большие скорости ветра (до 70 метров в секунду, с порывами до 100 м/с) и огромное количество осадков (до 1000 мм в сутки) приводят к катастрофическим опустошениям на суше и бурному волнению на море. Наводнения при прохождении тропических циклонов вызываются не только осадками, но и нагоном морской воды на низменные берега.

Наибольший ущерб в современной истории принёс ураган «Катрина» в 2005 году, являющийся тропическим циклоном. По различным оценкам ущерб от стихийного бедствия составил от $89 до $125 млрд. Самым смертоносным за всю историю наблюдений стал Великий ураган 1780 года. Жертвами урагана, бушевавшего с 10 по 16 октября 1780 года, стали более 27,5 тысяч человек на Малых Антильских островах Карибского моря.

Каждый день в мире в результате несчастных случаев погибает 2270 детей, это 830 000 детских смертей в год, еще несколько десятков миллионов детей попадают в больницы с травмами различной степени тяжести. Такие данные содержатся во «Всемирном докладе ВОЗ и ЮНИСЕФ по профилактике детского травматизма».

Многие люди, как ни странно, не считают сферу образования опасной настолько, чтобы уделять повышенное внимание вопросам обеспечения безопасности. В их представлении сидящие за партами ученики получают знания при полном отсутствии каких-либо опасных факторов. Но такие факторы все же имеются, и в достаточном количестве. Это и опасные (в том числе ядовитые) вещества, с которыми учащиеся имеют дело в кабинетах химии; это и различные инструменты, включая станочное оборудование, которые изучаются на уроках труда; это и спортивные снаряды, используемые на уроках физкультуры; это и электричество, имеющееся в любом кабинете. Надо понимать также, что присущая детям подвижность и любознательность, а также их слабая осведомленность в вопросах безопасности – это еще одна причина повышенного травматизма среди детей и подростков. Сюда можно добавить аварийное состояние некоторых зданий и сооружений, дерево- и металлообрабатывающее оборудование и инструмент. Анализ несчастных случаев в учреждениях образования позволяет выявить их характер: большей частью травмы случаются на уроках физкультуры и трудового обучения, при падениях с высоты, дорожно-транспортных происшествиях, неосторожном обращении с электричеством.

Известно, что любая травма у ребенка – это стресс (та же травма!) для его родителей. Если же ребенок был травмирован в школе, серьезным переживаниям подвергается педагог, на уроке которого произошло ЧП, администрация, а подчас и весь школьный коллектив. Кроме того, образовательное учреждение несет в ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.

Травмой (греч. trauma — повреждение, ранение) называют нарушение анатомической целостности или физиологических функций тканей или органов человека, вызванное внезапным внешним воздействием.

В соответствии с видом воздействия травмы подразделяют на:

  • механические (ушибы, переломы, раны и др.);
  • тепловые (ожоги, обморожения, тепловые удары);
  • химические (химические ожоги, острое отравление, удушье);
  • электрические, комбинированные и др. (например, вызванные каким-либо излучением).

Ежегодно проводимый анализ причин несчастных случаев свидетельствует о том, что за последние пять лет в их структуре не произошло никаких изменений. Высоким остается уровень травматизма во время:

– перерывов, в т.ч. время до начала и окончания занятий (мероприятия) от 46 до 51%;

– занятий по физической культуре от 20 до 17%;

– экскурсий, походов, прогулок, экспедиций от 9,4 до 14%;

– учебных и воспитательных занятий по образовательной программе от 8,7 до 7,9%;

– соревнований, тренировок от 8,3 до 5,4%;

– в остальных местах происшествия несчастного случая количество пострадавших не превышает 1 – 2% от общего количества травмированных.

Абсолютное большинство травм – результат неудовлетворительной организации учебно-воспитательного процесса, трудовой и производственной дисциплины, что нередко является правовым нигилизмом и повсеместным пренебрежением выполнения требований охраны труда. В возрастном аспекте наиболее «травмируемым» является возраст от 6 до 14 лет, что связано с повышенной эмоциональностью и недостаточно развитой способностью к самоконтролю. Наибольшее количество травм падает на критические возрастные периоды (3, 7, 11–12 лет), когда дети становятся капризными, раздражительными, часто вступают в конфликт с окружающими, у них возникает отрицательное отношение к ранее выполняемым требованиям, доходящее до упрямства и негативизма.

Основные способы организации профилактической работы по предупреждению случаев травмирования и гибели детей от внешних причин

Цель пропаганды требований охраны труда – внедрение в учебно-воспитательный процесс современных средств техники безопасности, создание на каждом рабочем месте условий для производительного и безопасного труда.

Для этого разрабатывают памятки и инструкции по охране труда и технике безопасности, используют различные плакаты, предупредительные надписи, создают кабинеты и уголки по охране труда. Эффективность этой работы во многом зависит от знаний и инициативы учителя.

Инструкции и памятки бывают двух видов: одни предназначены для выдачи на руки учащимся, другие для ознакомления на рабочих местах. В них кратко изложены требования правил труда и технике безопасности по отдельным видам работ и профессиям.

Главными организующими центрами охраны труда в учреждениях системы образования должны стать кабинеты охраны труда, целесообразно в учебных кабинетах организовать уголки охраны труда.

Большое значение в борьбе с травматизмом имеют различные формы агитационно-массовой работы по охране труда: общественные смотры охраны труда, конкурсы, лекции беседы, совещания, массовые рейды, взаимные проверки, обследования, экскурсии в другие учреждения и на специальные тематические выставки. Эти формы особенно эффективны тогда, когда к их выполнению привлекают самих учащихся.

Основной формой профилактики детского травматизма так же является инструктаж и педагогов, и учащихся.

В целях профилактики детского травматизма в школе необходимо регулярно проводить следующую работу:

- беседы с родителями на родительских собраниях и с учащимися на классных часах о необходимости соблюдения правил поведения в школе и требований к одежде и обуви обучающихся;

- классные часы с учащимися по темам: «Спорт-это жизнь», «Культура поведения в школе», «Устав школы - основной закон для школьника», «Дружба в нашей жизни», «Учимся прощать» и др.;

- инструктирование педагогических работников на рабочих совещаниях, педагогических советах по «Должностным обязанностям», заместителями директора школы;

- определение графика дежурства учителей и учащихся старших классов в коридорах и рекреациях школы;

- постоянный контроль за выполнением своих обязанностей «Дежурного учителя» и выполнением должностных обязанностей воспитателями ГПД, ПДО, дежурным администратором;

- систематическая индивидуальная работа заместителей директора и классного руководителя с нарушителями дисциплины;

- запрещение выхода обучающихся из стен школы во время учебных занятий без уважительной причины.

Также в учебном заведении необходимо создать комиссию по охране труда. Основной задачей данной комиссии является предупреждение детского травматизма путём осуществление контроля за соответствием условий обучения санитарно-эпидемиологическим правилам.

Правила вызова дежурной службы МЧС, правила поведения при возникновении ЧС, практическая отработка навыков эвакуации из задымленного помещения.

Вызов экстренных служб

По номеру 112 можно позвонить даже если в телефоне нет SIM-карты, или не ловит сеть оператора, или у вас отрицательный баланс. Как это работает? После набора номера телефон пытается отправить сигнал вашему оператору и в случае неудачной попытки переадресовывает его на одну из доступных сетей. Например, если не ловит сеть вашего оператора МТС, телефон будет звонить через Velcom, Life и так далее.

Имейте в виду, что даже если вы делаете звонок на номер экстренной службы без SIM-карты, оператор будет видеть уникальный номер телефона (IMEI) и при необходимости, скорее всего, сможет идентифицировать вашу личность. Будет слишком самонадеянно полагать, что звонок абсолютно анонимен.

Итак, что же происходит при дозвоне на номер 112. Вам ответит диспетчер МЧС ближайшей аварийно-спасательной части, который при необходимости переключит вас на любую из экстренных служб (102, 103, 104), так как единый номер 112 связывает вас со службой 101. Необходимо помнить, что такой вызов для вас всегда будет бесплатным.

Опасные факторы пожара

Опасные факторы пожара (ОФП) - это факторы, воздействие которых приводит к травме, отравлению или гибели человека, а также к материальному ущербу.

Опасными факторами пожара являются пламя и искры, повышенная температура окружающей среды, токсичные продукты горения и термического разложения, дым, пониженная концентрация кислорода, осколки и части разрушившихся аппаратов, установок, конструкций; радиоактивные и токсичные вещества и материалы, вышедшие из разрушенных аппаратов и установок; электрический ток, возникший в результате выноса высокого напряжения на токопроводящие части конструкций, аппаратов, огнетушащие вещества. Кроме того могут иметь место опасные факторы, связанные с взрывом, происшедшим из-за пожара (ударная волна, пламя, обрушение конструкций и разлет осколков, образование вредных веществ с концентрацией в воздухе существенно выше ПДК).

Воздействие пламени или теплового потока его инфракрасного излучения на кожу человека может привести к термическому ожогу. Кроме того, для человека представляет опасность накопление в организме тепла, результатом чего является «тепловой удар». В открытом огне сгорают или обугливаются элементы зданий и конструкций, выполненных из сгораемых материалов, происходит пережог, деформация и обрушение металлических ферм, балок перекрытий и других конструктивных деталей сооружения.

Повышенная температура окружающей среды может вызвать разной степени ожоговые поражения дыхательных путей, кожи и глаз человека. Допустимая температура нагрева кожи 45 °С, после чего появляется боль. Человек может выдержать температуру окружающего воздуха 95–120 °С в течение 35–20 минут, 60–70 °С в течение 80–40 минут. При температуре воздуха около 150 °С происходит практически мгновенный ожог дыхательных путей.

Токсичные продукты горения и дым при неполном сгорании веществ образуется дым. В дыму человек теряет ориентацию в пространстве. Эвакуация в таких условиях затрудняется или становится невозможной. Кроме того дым представляет собой смесь продуктов горения, в том числе и ядовитых соединений: оксид углерода, синильную кислоту, фосген, альдегиды и пр.

Угарный газ - это ядовитый газ, невидимый и не имеющий запаха. Человек может погибнуть от него в течение нескольких минут. Токсическое действие угарного газа основано на том, что, попадая в организм человека, он связывается с гемоглобином крови прочнее и в 200—300 раз быстрее, чем кислород, блокируя процессы транспортировки и передачи кислорода тканевым клеткам, что приводит к кислородному голоданию. Симптомами отравления угарным газом являются: головная боль, удушье, стук в висках, головокружение, боли в груди, сухой кашель, тошнота, рвота, зрительные и слуховые галлюцинации, повышение артериального давления, двигательный паралич, потеря сознания, судороги.

Вот почему опасен не только и даже не столько огонь, сколько дым и гарь от него.

Чтобы защититься от дыма при пожаре желательно дышать через влажный тканевый платок. Перемещаться в дыму нужно пригнувшись или на четвереньках. В 30-40 сантиметрах от пола легче всего дышать при пожаре. Концентрация дыма и температура там ниже, чем в остальном помещении.

Пониженная концентрация кислород.  Недостаток кислорода оказывает существенное влияние на людей при пожарах. Пониженное содержание его во вдыхаемом воздухе даже при отсутствии токсичных газов может препятствовать эвакуации и привести к гибели людей. Содержание кислорода в начальной стадии пожара снижается до 16 %, в то время как уже при 17 % происходят ухудшение двигательных функций, нарушение мускульной координации, затруднение мышления и притупление внимания.

Опасность взрыва. При пожаре возможен взрыв горючих веществ и образование взрывной волны, вызывающей разрушение конструкций и поражение человека.

Основные правила поведения при пожаре или сильном задымлении помещения:

• Если выйдя из квартиры в подъезд, вы попали в густой дым, то немедленно нужно вернуться в квартиру. Закройте плотно за собой дверь, заткните мокрыми тряпками дверные щели и вентиляционные отверстия.

• При сильном заполнении помещения дымом идите в сторону незадымленной лестницы, либо к выходу. Пользоваться лифтом во время пожара категорически воспрещается!

• Если пожар распространяется в небольшом помещении, не открывайте окна и двери: доступ свежего воздуха и сквозняк усилят пламя.

• Если же пожар небольшой, то попробуйте прикрыть пламя сверху чем-нибудь (одеялом, ковриком, пальто) и затем заливайте водой. Не вытаскивайте из огня горящие предметы: это только способствует распространению пожара. Гасить водой или песком начинайте от краев, двигаясь к центру.

• В случае возгорания мебели нужно быть особенно осторожным, поскольку современная мебель, сделанная из синтетических материалов, очень токсична при возгорании. Не нужно ставить горящую мебель на балкон, поскольку свежий воздух лишь увеличит горение. Не пытайтесь накрывать мебель мокрой, плотной тканью или заливать водой, если огонь уже большой. В таком случае срочно покидайте квартиру и вызывайте пожарных.

Пожары могут возникать не только в домах и квартирах, но и в местах с массовым пребыванием людей. К таким объектам относятся кинотеатры, дома культуры, дворцы спорта, молодежные клубы, театры, кафе, магазины и т. п. В этих местах собирается большое количество людей, по­этому соблюдению мер пожарной безопасности должно при­даваться особое значение. В указанных местах буквально от каждого человека зависит судьба многих. История знает немало примеров, когда брошенные кем-то в помещении с большим количеством посетителей непогашенные окурки или спички приводили к трагедии. К пожарам на указан­ных объектах также может привести и короткое замыкание в электропроводке. Поэтому каждому необходимо знать о том, как себя вести при возникновении пожара в местах с массовым пребыванием людей.

Войдя в любое общественное место, в первую очередь нужно обратить внимание на расположение основного и за­пасного выходов. Подскажут вам об этом знаки пожарной безопасности «Эвакуационный (запасный выход)», устанавли­ваемый над дверью, и «Направление к эвакуационному вы­ходу».

 Следует помнить, что эвакуационный путь — это путь от возможного места пребывания человека по свободным проходам до выхода из здания. В школах и в других обще­ственных местах вывешиваются планы эвакуации. Обязан­ность каждого ознакомиться с его содержанием и опреде­лить свое место расположения и путь движения при эва­куации. Эвакуация (при пожаре) — это процесс движения людей из помещения по эвакуационным путям с целью предотвращения возможного воз­действия на них опасных факторов пожара.

Также необходимо определить место расположения в помещении ручного пожарного извещателя. Это позволит быстро сооб­щить о возникшем пожаре, что в последствие важно для успешной борьбы с огнем.

При возникновении пожара необходимо сохранять спокойствие и выдержку, не паниковать, оценить обстановку и определить реальную опасность. Если огонь небольшой, то можно по­пытаться справиться с ним самостоятельно, используя под­ручные средства: воду, плотные ткани или одежду из них, иногда песок.

Нельзя тушить водой электроприборы и электропроводку, находящиеся под напряжением.

Если же помещение наполняется дымом, то необходимо как можно быстрее, но без суеты, покинуть здание по эва­куационным путям. При задымлении старайтесь дышать через носовой платок или рукав одежды Важно при движении проявлять организованность, избе­гать толчеи, особенно в дверях. Если с вами вместе оказались малыши, то их следует вести перед собой, придерживая за плечи.

При необходимости в преодолении небольших участков с сильным задымлением, при отсутствии других выходов, необходимо стараться дышать реже или задержать дыхание и передвигаться пригнувшись. Такой способ передвижения необходим, поскольку в задымленном помещении нижние слои воздуха чище, холоднее и содержат больше кислорода.

Задерживание же дыхания позволит человеку избежать отравления угарным и углекислым газами, поскольку носо­вой платок или другая ткань не защищают от их воздей­ствия. Ткань, особенно влажная, хорошо задерживает только раздражающие газы и пары, а также копоть и сажу. Важно знать, что при пожаре в помещении при отсутствии види­мости в пределах до 10 метров концентрация токсичных газов становится смертельно опасной. Поэтому нужно ста­раться как можно быстрее покинуть такое помещение, плот­но закрыв за собой дверь.

Особую опасность для человека на пожаре представляют угар­ный и углекислый газы, а также понижение концентрации кислорода во вдыха­емом воздухе. Под воздействием этих факторов пожара человек сначала теряет реальное чувство времени, ориентацию в пространстве, сознание. Именно от этих факторов при пожарах в зданиях погибает более 80 % людей.

При эвакуации из многоэтажного здания нельзя поль­зоваться лифтами, которые могут застрять при аварийном отключении электричества. В данной ситуации человек ока­зывается в смертельно опасной ловушке. Покидать здание необходимо по незадымляемым или пожарным лестницам.

Если же это невозможно, то следует выйти на балкон или в удаленное от пожара помещение. Нужно плотно за­крыть за собой дверь и немедленно сообщить о пожаре, ис­пользуя пожарный извещатель или позвонив дежурному МЧС по номеру 101 или 112.

Подводя итог вышесказанному, стоит заметить, что основным и главным правилом пожарной безопасности является недопустимость халатности в обращении с огнем. И пока мы не научимся более серьезно относится к пожарной безопасности, сотни людей ежегодно будут гибнуть в огне.

Подручные средства защиты органов дыхания

Подручные средства, как известно, не могут полностью заменить противогаз. В качестве подручных средств вместо противогаза могут быть использованы респираторы, получившие широкое применение на различных предприятиях в качестве предохранения легких от пыли. Респиратор состоит из фильтрующей коробки и полумаски.

Респираторы могут быть заменены ватно-марлевыми повязками, изготовление которых вполне доступно в домашних условиях самим населением. При изготовлении ватно-марлевой повязки берут кусок обычной марли размером 100X50 см, накладывают на средину слой ваты толщиной 1—2 см. Края марли загибают с обеих сторон и накладывают на вату, а концы по длине разрезают на 30—35 см с каждой стороны для завязывания. Размер изготовляемой повязки должен быть достаточным для того, чтобы закрыть подбородок, рот, нос до глаз.

Доступной к изготовлению в домашних условиях является также фильтр-маска, которая изготовляется из марли. При изготовлении фильтр-маски берут в 10—12 слоев марлю и сшивают по форме лица в виде маски.

При отсутствии указанных средств как частичная мера защиты может быть использован любой предмет из хлопчатобумажной ткани — платок, свернутый в несколько слоев, белье и т. д.

Порядок оказания экстренной помощи при потере сознания, практическая отработка искусственной вентиляции лёгких и непрямого массажа сердца, практическая отработка навыков оказания помощи подавившемуся человеку.

Щедрое тепло летного солнца радует нас, однако, излишнее пребывание под ультрафиолетовыми лучами, особенно с непокрытой головой, чревато. Солнечный или тепловой удар может настигнуть любого человека. Иногда причиной этих поражений становятся не только чрезмерно жаркие дни, но и отдельные производственные факторы. Солнечный удар является разновидностью теплового.

Тепловой удар и солнечный удар очень схожи по механизму развития. И то и другое – результат воздействия тепловой энергии на организм человека. Тепловой удар может развиться в разных ситуациях: температура окружающей среды выше нормальной температуры человеческого тела; температура не слишком высокая, но человек выполняет тяжелую физическую работу; на тело и, особенно, голову человека оказывают воздействие прямые солнечные лучи -солнечный удар. Алкоголь и плотный обед, безветренная и влажная погода, плотная влагонепроницаемая одежда, лишний вес, хронические заболевания сердца и нервной системы, некоторые лекарства (например, мочегонные и транквилизаторы) повышают угрозу развития гипертермии.

Симптомы солнечного и теплового удара развиваются быстро и нарастают внезапно

  • Появляется апатия, жажда, могут быть тянущие боли в мышцах,
  • Поднимается температура, в легких случаях – до субфебрильной (которая в течение длительного времени держится на отметке 37-38°C), в тяжелых – до 42°С.
  • Кожа краснеет, горячая на ощупь, сначала она влажная от пота, при нарастании клинических проявлений становится сухой.
  • Нарастает головная боль, появляется тошнота, рвота.
  • Пульс частый, тоны сердца приглушены, дыхание учащенное.
  • Нарушение сознания в легких случаях ограничивается заторможенностью, в средне тяжелых случаях могут быть обмороки, в тяжелых – галлюцинации, судороги, кома.
  • При тяжелых повреждениях развивается острая почечная недостаточность: анурия, нарастание шлаков в крови.
  • При тепловом ударе, особенно связанном с тяжелой физической нагрузкой, может появиться желтуха, признаки повреждения клеток печени в анализах крови.
  • Солнечные и тепловые удары развиваются по одному механизму, однако при солнечном ударе гораздо сильнее выражены поражения головного мозга, а признаки почечной и печеночной недостаточности бывают гораздо реже.

Оказание первой неотложной помощи при тепловом ударе

Первая помощь при солнечном и тепловом ударе должна быть оказана как можно быстрее. При легкой степени перегрева это позволит пострадавшему вернуться к нормальному состоянию, при тяжелой – предотвратит такие последствия, как инфаркт, инсульт и даже смерть. К сожалению, сам пострадавший редко правильно оценивает свое состояние, и очень важно, чтобы рядом оказался человек, который имеет представление, что делать при солнечном ударе и тепловом ударе.

Неотложная помощь при солнечном и тепловом ударе

1. Создать комфортные условия для пострадавшего: переместить в затененное, прохладное помещение, освободить от одежды, по крайней мере расстегнуть ремень, тугой воротник, снять обувь, обеспечить движение воздуха: включить вентилятор, кондиционер, если такой возможности нет – создать импровизированные опахала.

2. Быстро охладить организм: поместить больного в прохладную ванну или завернуть в простыню, смоченную холодной водой. Менять простыни, как только они начинают нагреваться. На голову, к ладоням, паховым складкам, в подмышечную область положить пакеты со льдом (подойдут и замороженные овощи из морозильника) или термопакеты из автомобильной аптечки. Оптимально охладить больного до 38,5°С, дальше организм справиться сам.

3. Восстановить потери жидкости. Пить, конечно, не алкоголь, а минеральную воду или специальные солевые растворы, порошок для приготовления которых может обнаружиться в домашней аптечке (регидрон, оралит), вполне подойдет и сладкий чай с лимоном. Во всех случаях, даже если состояние не выглядит угрожающим, пострадавшего нужно доставить в приемный покой больницы или обратиться в службу 103.

Профилактика теплового и солнечного удара

  • Рациональный режим: полуденные часы проводить в кондиционированном помещении. Выходить на улицу, особенно для физической работы, следует только утром или вечером.
  • Правильная одежда: она должна быть свободной и пропускать влагу. Брезентовая, прорезиненная одежда в жару – верный путь к тепловому удару. Непременно должна быть прикрыта от прямых солнечных лучей голова.
  • Разумная диета: в жару предпочтительнее плотный ужин, но легкий обед. Желательно придерживаться молочно-овощного рациона. Непременно нужно компенсировать потери жидкости на испарение. При физической работе в жару оптимально выпивать стакан воды через каждые четверть часа.

Оказание помощи подавившемуся человеку

Всем знакома ситуация, когда во время оживленной беседы за столом, один из участников разговора давится и начинает кашлять до слез. Его начинают хлопать по спине и предлагать выпить воды. Во многих случаях этого и правда достаточно, однако бывает и так, что частички пищи попадают в дыхательные пути и полностью перекрывают их, тогда дышать становится невозможно.

Первое, что должен сделать человек, находящийся рядом – это определить, может ли пострадавший кашлять и дышать. Если да, то физических усилий для оказания помощи применять не нужно. Все что потребуется от вас в таком случае – это находиться рядом с пострадавшим и успокаивать его: «сейчас пройдет, кашляй-кашляй!» Кашель – самый эффективный способ для устранения инородного тела.

Но если пострадавший не может кашлять и дышать, тогда необходима будет ваша помощь. Времени терять нельзя. При остановке дыхания на 4-5 минут, возможны повреждения мозга.

Когда инородный предмет перекрывает дыхательные пути, человек начинает плохо дышать, с хрипами, или вообще перестает дышать, его лицо приобретает синюшный оттенок. Те, кто находится рядом с ним, могут и должны оказать ему первую помощь: взять за торс, наклонить вперед, лицом вниз, и сделать 5 сильных скользящих удара между лопатками.

Первая помощь

Подойдите к пострадавшему сбоку, подхватите его под живот, как можно сильнее наклоните вниз (желательно так, чтобы голова находилась ниже туловища) и нанесите несколько ударов по спине между лопатками. Наносить удары необходимо до того момента, пока пострадавший не начнет дышать, говорить или кашлять, однако ударов должно быть не более пяти. Если человек не начал дышать после подобной манипуляции, нужно использовать прием Геймлиха.

Прием Геймлиха

Подойдите к пострадавшему сзади, обхватите его за талию и нащупайте подвздошные кости (кости, которые формируют наш таз). Нащупав верхушки подвздошных костей, на этом уровне сведите руки на животе пострадавшего. В точку, где сомкнутся пальцы, необходимо поставить кулак и накрыть кулак сверху ладонью другой руки. Прижавшись всем телом к пострадавшему, присев, если это необходимо, настолько, чтобы быть на уровне пострадавшего, либо даже чуть ниже, сделайте несколько резких толчков, на себя и вверх до тех пор, пока инородное тело не будет извлечено. Если в течение пяти подобных толчков инородное тело извлечь не получается, следует поменять положение на первоначальное и повторить все сначала.

Если инородное тело удалось извлечь, не спешите преждевременно праздновать победу. Не теряйте бдительность и, на всякий случай, вызовите скорую помощь, либо отвезите пострадавшего к врачу для того, чтобы врач осмотрел его на предмет возможных повреждений брюшной полости, которые могли возникнуть в результате применения приема Геймлиха.

Прием Геймлиха очень эффективен, и как, правило, один-два толчка приводят к удалению инородного тела из дыхательных путей.

Непрямой массаж сердца

Оказание помощи проводится на ровной, жёсткой поверхности. При компрессиях упор осуществляется на основания ладоней. Руки в локтевых суставах не должны быть согнуты. При компрессии линия плеч реаниматора должна находиться на одной линии с грудиной и параллельно с ней. Расположение рук перпендикулярно грудине. Руки при компрессии могут быть взяты в «замок» или одна на другую «крест-накрест». Во время компрессии при расположении рук «крест-накрест» пальцы должны быть приподняты и не касаться поверхности грудной клетки. Месторасположение рук при компрессиях — на грудине, на 2 поперечных пальца выше окончания мечевидного отростка. Прекращать компрессию можно только на время, необходимое для проведения искусственной вентиляции лёгких, и на определение пульса на сонной артерии. Компрессия должна проводиться на глубину не менее 5 см (для взрослых).

Первая компрессия должна быть пробной, для определения эластичности и резистентности грудной клетки. Последующие компрессии производятся с такой же силой. Компрессия должна производиться с частотой не менее 100 в минуту, по возможности ритмично. Компрессии проводятся в переднезаднем направлении по линии, соединяющей грудину с позвоночником.

При компрессии нельзя отрывать руки от грудины. Компрессия выполняется маятникообразно, плавно, используя тяжесть верхней половины своего тела. Давите резко, давите часто. Смещение основания ладоней относительно грудины недопустимо. Не допускается нарушение соотношения между компрессиями и принудительными вдохами — соотношение дыхание/компрессия должно быть 2:30, вне зависимости от количества человек, проводящих сердечно-лёгочную реанимацию.

Для немедиков  при нахождении точки компрессии возможно расположение рук по центру грудной клетки, между сосками.

Новорождённым детям непрямой массаж сердца проводят одним пальцем. Грудным детям — двумя пальцами, детям постарше — одной ладонью. Глубина нажатия на 1/3 высоты грудной клетки.

Признаки эффективности:

  • появление пульса на сонной артерии
  • порозовение кожи
  • рефлекс зрачков на свет

При восстановлении дыхания и сердечной деятельности пострадавшего, находящегося в бессознательном состоянии, обязательно укладывают на бок, чтобы исключить его удушение собственным запавшим языком или рвотными массами. О западении языка часто свидетельствует дыхание, напоминающее храп, и резко затрудненный вдох.

Искусственная вентиляция лёгких

Существует два способа: «изо рта в рот» и в крайнем случае «изо рта в нос». При способе «изо рта в рот» необходимо освободить рот и нос пострадавшего от всего содержимого. Затем голову пострадавшего запрокидывают так, чтобы между подбородком и шеей образовался тупой угол. Далее делают глубокий вдох, зажимают нос пострадавшего, своими губами плотно обхватывают губы пострадавшего и производят выдох в рот. После этого необходимо убрать пальцы от носа. Интервал между вдохами должен составлять 4-5 секунд.

Соотношение вдохов с непрямым массажем сердца 2:30. Целесообразно при этом использовать так называемые «барьеры» для защиты как спасателя, так и спасаемого: от носового платка до специальных пленок и масок, которые обычно есть в авто-аптечке.

Важно не допустить раздувания желудка, которое возможно при чрезмерном запрокидывании шеи. Критерием эффективности искусственной вентиляции лёгких является экскурсии грудной клетки (поднятие и опускание грудной клетки).

Первичные средства пожаротушения, правила применения, практическое опробование.

На случай возникновения пожаров здания, сооружения и помещения должны быть обеспечены первичными средствами пожаротушения.

К первичным средствам пожаротушения принято относить внутренние пожарные краны, различного типа огнетушители, песок, войлок, кошму, асбестовое полотно, бочки с водой. Применяются первичные средства пожаротушения для тушения небольших очагов пожара.

Виды, количество и порядок размещения первичных средств пожаротушения регламентированы Нормами обеспечения первичными средствами пожаротушения (приложение 6 к Общим правилам пожарной безопасности Республики Беларусь для промышленных предприятий (ППБ РБ 1.01-94).

Первичные средства пожаротушения, находящиеся в производственных, складских и административно-бытовых помещениях, сооружениях и установках, передаются на сохранность начальникам цехов, другим должностным лицам соответствующих структурных подразделений предприятий.

Для указания местонахождения первичных средств пожаротушения следует устанавливать на видных местах внутри и вне помещений знаки по ГОСТ 12.4.026 «ССБТ. Цвета сигнальные и знаки безопасности».

Переносные огнетушители должны размещаться на расстоянии не менее 1,2 м от проема двери и на высоте не более 1,5 м от уровня пола, считая от низа огнетушителя. Допускается установка огнетушителей в тумбах или шкафах, конструкция которых должна позволять визуально определить тип огнетушителя и обеспечить свободный доступ к нему.

Для размещения первичных средств пожаротушения в производственных и других помещениях, а также на территории предприятий должны устанавливаться специальные пожарные   посты (щиты).

На пожарных постах (щитах) должны быть размещены только те первичные средства тушения пожаров, которые могут применяться в данном помещении, сооружении, установке. Средства пожаротушения и пожарные посты должны быть окрашены в соответствующие цвета по ГОСТ 12.4.026.

Емкости для хранения воды должны иметь объем не менее 200 литров и комплектоваться крышкой и ведром.

Ящики для песка должны иметь объем 0,5 м , 1,0 м , 3,0 м и комплектоваться совковой лопатой.

Полотно, кошма должны иметь размеры 1x1 м, 2x1,5 м, 2x2 м. Их следует хранить в металлических, пластмассовых футлярах с крышками.

Внутренний пожарный кран - элемент внутреннего противопожарного водопровода, который оборудуется рукавом и стволом. Он должен быть расположен на высоте 1,35 м от пола на лестничных клетках у входов, в коридорах.

Огнетушители - технические устройства, предназначенные для тушения пожаров на начальной стадии их возникновения. Они классифицируются:

  • по виду огнетушащих средств;
  • по объему корпуса;
  • по способу подачи огнетушащих средств;
  • по виду пусковых устройств.

Углекислотные огнетушители служат для тушения небольших очагов горения веществ, материалов и электроустановок, за исключением веществ, которые горят без доступа кислорода. Огнетушащий эффект достигается за счет снижения температуры горения и процентного содержания кислорода в зоне горения. Углекислотные огнетушители классифицируются на ручные, стационарные и передвижные.

Аэрозольные огнетушители применяются для тушения небольших очагов пожаров, загораний электроустановок под напряжением. Не рекомендуется применять их для тушения веществ, которые горят без доступа воздуха, а также щелочных и щелочноземельных металлов.

Порошковые огнетушители предназначены для тушения загораний бензина, дизельного топлива и других горючих жидкостей, электроустановок, находящихся под напряжением до 1000 В. Применяются для оснащения легковых автомобилей, на предприятиях химической и нефтехимической промышленности, на автотранспортных предприятиях, в авто-, авиа- и судостроении, в быту и т. д.  Порошковые огнетушители подразделяются на ручные, передвижные и стационарные. В качестве огнетушащего порошкового состава применяются порошки общего и специального назначения.

В домашних условиях можно для тушения воспользоваться землёй из цветочного горшка, порошком стиральным, любой крупой (гречкой, рисом, овсянкой и т.д.), солью, содой. Нельзя тушить сахаром или мукой!

Порядок применения порошковых огнетушителей

- в первую очередь нужно ознакомиться с инструкцией, нарисованной на огнетушителе (желательно при покупке огнетушителя ознакомиться и иметь представление);

- огнетушитель всегда должен находиться в одном и том же месте, чтобы в любой момент можно было им воспользоваться;

Если произошло возгорание необходимо провести следующие действия:

- необходимо поднести огнетушитель на минимально возможное и безопасное для тушения пожара расстояние, учитывая, что длина струи огнетушащего вещества составляет 3 м;

-сорвать пломбу на огнетушителе, имеющуюся на запорно-пусковом устройстве;

-выдернуть чеку;

-направить насадку шланга на очаг возгорания;

-нажать курок (рычаг) на огнетушителе;

-подождать 3-5с для приведения огнетушителя в готовность;

-при выходе огнетушащего вещества тушить возгорание.

Правила организации перевозки организованных групп учащихся, практическая отработка действий при дорожно-транспортном происшествии

При организации экскурсий, туристических поездок руководителям учебных заведений и педагогам приходится решать проблемы обеспечения безопасности перевозок учащихся различными видами транспорта. Эта тема приобретает особую злободневность с приближением каникул и летней поры, когда в период отдыха резко возрастает число поездок школьников. Чтобы надежно обеспечить их безопасность в пути, необходим тщательный подход к подготовке каждого выезда.

    Организация безопасных автомобильных перевозок групп детей автобусами, в основном, регламентируется Правилами автомобильных перевозок пассажиров, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2008 № 972 (далее – Правила), а также Инструкцией об организации участия обучающихся учреждений образования в туристских походах и экскурсиях, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 17.07.2007 № 35а.

    В соответствии с названными Правилами обеспечение безопасности движения при перевозке детей возлагается на автомобильного перевозчика (организацию, с которой заключается договор), а безопасного поведения детей – на заказчика и назначенных им сопровождающих (органы управления образованием).

При организации перевозок администрации учреждения образования необходимо:

    • заключить договор с юридическим лицом (автоперевозчиком), имеющим достаточный опыт безопасной эксплуатации автомобильного транспорта и соответствующую лицензию;

    • заблаговременно, не позднее трех суток до начала перевозки, представить в Государственную автомобильную инспекцию (по месту отправления групп детей) официальное уведомление о планируемой перевозке. В уведомлении указать дату и маршрут движения, марку и номер государственной регистрации автобуса, фамилии и инициалы водителей, которые будут выполнять перевозку детей, с приложением копий списков учащихся и лиц, их сопровождающих, утвержденных областными (или городским) управлениями образования. Городские и пригородные автомобильные перевозки групп детей автобусами могут осуществляться по спискам, утвержденным городским (районным) отделом образования;

    • назначить из педагогов на все время поездки необходимое число сопровождающих из расчета не менее одного взрослого на каждый автобус, перевозящий до 20 детей, не менее двух взрослых – на каждый автобус, перевозящий более 20 детей. Из числа сопровождающих назначается руководитель групп (старший), который должен находиться в головном автобусе и следить за выполнением требований Правил в ходе перевозки;

    • оформить решения об организации поездки приказом, регламентировав в нем обязанности должностных лиц, руководителей групп, сопровождающих, маршрут, сроки, порядок подготовки и проведения поездки, мероприятия по обеспечению безопасности учащихся;

    • провести целевой инструктаж с руководителями групп и сопровождающими о соблюдении мер безопасности при перевозке детей автомобильным транспортом, при организации экскурсий с учащимися с последующим оформлением в журнале регистрации инструктажа, который хранится у администрации учреждения образования, организующей поездку;

    • порядок подготовки и инструктажа сопровождающих лиц, а также согласования списков детей, выезжающих на оздоровление за рубеж в составе общих организованных групп, регламентируется Инструкцией о порядке подготовки и инструктажа лиц, сопровождающих общие организованные группы детей на оздоровление за рубеж, Инструкцией о порядке согласования списков детей, выезжающих на оздоровление за рубеж в составе общих организованных групп, и сопровождающих их лиц, утвержденными постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 29.06.2004 № 42;

    • обеспечить отбор учащихся для поездки и получение письменного согласия их родителей. К групповой перевозке допускаются дети от 6 до 16 лет общей численностью 8 и более человек;

    • организовать медицинский осмотр учащихся для выявления тех, кому это противопоказано по состоянию здоровья;

    • обеспечить изучение учащимися мер безопасности и правил поведения при следовании автотранспортом;

    • для массовой перевозки детей автобусами в составе организованной транспортной колонны обратиться в ГАИ и получить уведомление о выделении в качестве сопровождения одного транспортного средства оперативного назначения для автоколонны от 3 до 10 автобусов, двух транспортных средств оперативного назначения – для автоколонны свыше 10 автобусов. Если автомобильная перевозка детей выполняется одним или двумя автобусами, сопровождение транспортными средствами оперативного назначения ГАИ не требуется.

Руководителям групп и сопровождающим необходимо:

    • составить список учащихся для поездки и получить письменное согласие их родителей. Общее количество перевозимых в автобусах детей и взрослых не должно превышать числа мест для сидения в соответствии с технической характеристикой автобуса;

    • обеспечить явку всех направляемых в поездку учащихся на медицинский осмотр, проверить наличие справок о состоянии здоровья;

    • исключить из группы детей, у которых выявлены медицинские противопоказания к поездкам автотранспортом;

    • обеспечить каждую группу учащихся медицинской аптечкой, укомплектованной набором лекарственных и перевязочных средств, необходимых для оказания доврачебной помощи;

    • организовать изучение учащимися мер безопасности и правил поведения при проезде в автотранспорте;

    • предусмотреть возможность использования мобильной телефонной связи;

    • для поездки продолжительностью более одного дня предусмотреть обеспечение ежедневного трехразового питания учащихся в учреждениях общественного питания (столовых, кафе и т.п.), питьевого режима в соответствии с санитарным законодательством, а также ежесуточный ночлег в специализированных учреждениях (гостиницах, кемпингах и т.п.);

    • изучить маршрут и график поездки с целью контроля их соблюдения;

    • уточнить у водителя расположение медицинской аптечки, огнетушителей и порядок их применения, аварийных люков и способ их открытия, кнопок аварийного открывания дверей и порядок их использования, другие меры безопасности и проинструктировать учащихся;

    • постоянно следить за состоянием учащихся, при необходимости оказывать доврачебную помощь заболевшим и травмированным;

    • в случае дорожно-транспортного происшествия срочно эвакуировать учащихся из транспортного средства без выноса их личных вещей;

    • при посадке в автобус обеспечить безопасное размещение учащихся в салоне, соблюдение ими мер безопасности и правил поведения;

    • при высадке сопровождающим первыми выйти из автобуса, убедиться в том, что место остановки безопасно для выхода, и, находясь возле дверей, контролировать действия учащихся, помогать им, заставляя без задержек проходить на тротуар или обочину и собираться на безопасном удалении от края проезжей части;

    • после высадки пересчитать учащихся, прибывших к месту назначения, и при следовании группы с места высадки пешком обеспечить соблюдение ими требований Правил дорожного движения к пешеходам.

    Руководители групп и сопровождающие несут персональную ответственность за организацию безопасных условий перевозки детей, их жизнь и здоровье.

Основные требования по выполнению перевозок:

    • перед допуском к перевозке детей водители автобусов проходят специальный инструктаж в соответствующем подразделении ГАИ, а также предрейсовый медосмотр;

    • инструктаж водителей иностранных автомобильных перевозчиков, не владеющих русским якыком, проводится с участием переводчика, который приглашается организацией – организатором перевозки;

    • автоперевозчик обеспечивает технический осмотр автобусов в соответствии с Правилами;

    • к автомобильной перевозке детей допускаются водители, имеющие не менее трех лет непрерывного стажа работы на транспортных средствах категории «Д» и не привлекавшиеся на протяжении последних двух лет к административной ответственности за нарушения Правил дорожного движения;

    • для автомобильной перевозки детей на расстояние более 450 км на каждый автобус выделяется по два водителя;

    • запрещается допускать к поездке водителей, отдых которых между сменами был менее 12 часов;

    • автомобильная перевозка групп детей автобусами с 23.00 до 05.00 часов, а также в условиях недостаточной видимости (туман, дождь, снегопад и тому подобное) не рекомендуется;

    • перевозка детей автобусом осуществляется независимо от времени суток только со включенным ближним светом фар и при наличии на автобусе опознавательных знаков «Перевозка детей»;

    • скорость движения автобуса не должна превышать 70 км/ч;

    • водители автобусов, в том числе автомобильных перевозчиков иностранных государств, выполняющие перевозки групп детей, обязаны соблюдать Правила дорожного движения и требования Правил автомобильных перевозок пассажиров, а также установленный режим труда и отдыха;

    • при возникновении в пути следования технических неисправностей автобуса, угрожающих безопасности движения, а также при ухудшении состояния здоровья водителей запрещается дальнейшее движение до устранения обстоятельств, препятствующих безопасному движению.

    Если учреждение образования имеет собственный автобус, то на него также распространяются требования всех нормативных документов, касающиеся обеспечения безопасности перевозок детей.

Порядок действий при дорожно-транспортном происшествии:

  1. Осмотреть место ДТП.
  2. Осмотреть транспортные средства на наличие дыма, огня. Если есть огонь отойти на безопасное расстояние и вызвать спасателей.
  3. Подойти к транспортному средству и постараться заглушить двигатель (если работает), ключ при этом положить на крышу автомобиля.
  4. Выставить знак аварийной остановки.
  5. Вызвать скорую медицинскую помощь.
  6. Осмотреть пострадавшего.
  7. Если жизни и здоровью пострадавшего ничего не угрожает, то ждем приезда скорой помощи.
  8. Если пострадавший имеет ранения или отсутствует пульс необходимо оказать первую медицинскую помощь.
  9. Извлечь пострадавшего из транспортного средства, при этом левая рука держит пострадавшего за правую руку, а правая рука держит пострадавшего за подбородок для фиксации шейного отдела позвоночника. Процесс извлечения проводится со спины пострадавшего.

Общественная и интернет безопасность. Практическая отработка навыков в области антикриминальной безопасности.

     Сегодня сложно себе представить ребёнка, который не является активным пользователем интернета. Год за годом мы наблюдаем, как интернет-пользователи становятся моложе. Дети нашего времени развиваются в мире, который намного отличается от мира, в котором выросли их папа и мама. Одним из главнейших факторов развития современного ребёнка становится среда информационных технологий, где интернет занимает ведущее место. Однако наряду со всеми преимуществами информатизации нашего мира, интернет несёт в себе немалую опасность для подрастающего поколения. И маленькие дети, и подростки не могут сполна оценить все риски, с которыми они сталкиваются при вхождении в онлайн-среду. 

Вспомните случаи, когда ваш ребёнок «сидит в интернете». Наверняка ли вы знаете, чем он занимается, с кем он общается? Хоть и многие папы и мамы предоставляют детям информацию о необходимости безопасно пользоваться интернетом и рассказывают о правилах такого пользования, всё же меньшая часть родителей отслеживает занятия детей в интернете. Большинство детей не спрашивают разрешения родителей о пользовании интернетом, а также проводят время в сети без ограничений.

Часто родители думают, что интернет не несёт никакой опасности детям. Компьютер родители воспринимают как новое современное средство обучения. Они считают, что если ребёнок дома, то нет никакой надобности беспокоится о них. Однако не во всех случаях это так. Родителям необходимо быть в курсе дел своего ребёнка в интернете — наравне с интересом к другим сферам его деятельности.

Опасности в интернете

Вредоносные программы — это разнообразное программное обеспечение, умышленно созданное для нанесения вреда электронным устройствам или похищения информационных ресурсов, данных. Это вирусы, «троянские кони», «черви», «боты», программы слежки и. т. д. Вредоносные программы, попадая на компьютер, способствуют снижению скорости при обмене данными, а также используют ваш компьютер как базу для распространения своих вредоносных данных. Они могут использовать ваш e-mail или профиль социальной сети как разносчика спама («мусора»). Такие опасные файлы могут попадать на ваш компьютер следующим путём:

  • посредством посещения сомнительных веб-сайтов и скачанных с них файлов;
  • из электронной почты через полученный спам;
  • при помощи электронных носителей (CD, флешек).

Помогите ребёнку предупредить появление опасных программ на компьютере:

  1. Установите антивирус. Антивирусные программы помогут уберечь ваш компьютер от сомнительных файлов, а специальные почтовые фильтры предотвратят попадание спама на электронную почту. Такие программы останавливают вредоносные атаки.
  2. Устанавливайте надёжные программы. Объясните ребёнку, что лицензионное программное обеспечение или программы из проверенных источников не наносят вреда компьютеру, в отличие от установки «пиратских» программ.
  3. Не открывайте приложенные файлы. Научите ребёнка не открывать вложения, присланные с неизвестных адресов электронной почты: они нередко бывают вирусами.
  4. Обновляйте антивирус. А лучше установите автообновление.
  5. Проверяйте компьютер на наличие вирусов. Сканируйте чаще, не реже раза в неделю.
  6. Резервируйте. Научите детей делать дополнительные копии нужных файлов.
  7. Обратите внимание на пароли. Учите детей создавать сложные уникальные пароли к входу в электронный почтовый ящик или социальную сеть, а также периодически менять их. Расскажите, что пароль не нужно никому сообщать. Если же он стал известен — нужно поменять.
  8. Чужие устройства. Расскажите ребёнку, что если он использовал чужой компьютер (планшет, смартфон) для просмотра своей странички в социальной сети, то должен обязательно выходить из аккаунта по окончанию работы. Нельзя на чужих устройствах сохранять пароли — это могут использовать злоумышленники.

Одним из опасных видов преступлений является кибермошенничество — хищение личной важной информации интернет-пользователя: пароли, коды, данные паспорта и банковских карт и т. д. Смс, отправленное для подтверждения скачивания интересной игры, песни, программы, мелодии звонка, книги, может стать причиной снятия с телефона немалой суммы. Это можно заметить, если вы только выделили средства для пополнения счёта телефонного номера вашего ребёнка, а он тут же подходит с сообщением, что денег на разговоры уже не осталось. В таком случае, нужно ребёнка научить быть осторожным с кибермошенничеством:

  1. Информируйте. Объясните ребёнку, что сегодня в сети очень много случаев мошенничества, приведите примеры. Обсуждайте вместе, стоит ли пользоваться теми или иными услугами в сети, особенно если они платные.
  2. Разберите ситуацию. Если инцидент произошёл, выясните у ребёнка, какой сайт он посещал, куда он нажимал, что хотел, какие сообщения читал и т. д. Постарайтесь восстановить всю цепочку действий ребёнка, всё сохраните - это может пригодиться.
  3. Следите за банковскими картами. Ребёнок не должен иметь свободный доступ к платёжным картам родителей: так он не сможет самостоятельно совершать покупки в интернете.
  4. Проверьте надёжность. Если вы с ребёнком решили приобрести товар, услугу, то убедитесь в безопасности выбранного ресурса (интернет-магазина): проверьте наличие реквизитов, почитайте правила и отзывы.

Социальные сети

Дети сегодня пользуются как социальными сетями, предназначенными для детей, так и предназначенными для взрослых (Вконтакте, Одноклассники, Facebook, YouTube, Twitter). Заведя аккаунт в соцсети, дети могут общаться как с одноклассниками и близкими друзьями, так и с людьми, проживающими в разных странах.

Регистрируясь в социальной сети, ребёнок должен понимать, что его действия на своей страничке могут просматриваться различными пользователями. Доступная информация является уязвимой. Каким образом? Например, появлением кибербуллинга или груминга.

Кибербуллинг представляет собой появление сообщений в социальных сетях, содержащих угрозы, оскорбления, запугивание или травлю. Есть случаи, когда чью-то страницу могут взломать, разместив на ней негативный контент, унижающий и оскорбляющий человека.

Вероятность встреч с незнакомыми людьми и грумминг — ещё одна опасность использования социальных сетей. Добавляя в друзья совершенно незнакомых людей и общаясь с ними, ребёнок подвергает себя опасности. Наивный малыш может разгласить информацию о себе и своей семье, подвергнуться давлению, вымогательству и шантажу. Нередки случаи, когда, представляясь сверстником в онлайн-чате, злоумышленник настаивает на личной встрече, которая может обернуться для ребёнка насилием или даже похищением.

Родителям следует просвещать ребёнка по безопасному использованию сайтов социальных сетей:

  1. Интересуйтесь виртуальными друзьями ребёнка. Узнайте, нет ли среди его «друзей» сомнительных личностей, которые причиняют беспокойство ребёнку. Не паникуйте. Скажите ребёнку, что о таком необходимо рассказывать, и что родители помогут справиться с появившейся проблемой.
  2. Создайте правила. Как только ваши дети станут самостоятельными при пользовании интернетом, объясните их несложные правила: можно ли им заводить аккаунты с социальных сетях, кого они в таком случаем могут принимать в друзья, сколько времени им уделять на такое виртуальное общение и т. д. В случае несоблюдения правил — удалите страницу из сети самостоятельно или обратившись к администратору.
  3. Обращайте внимание на возраст. Обратите внимание на то, что большая часть социальных сетей не допускает участия в них детей, не достигших 13-14-летнего возраста.
  4. Следите за контентом. Каждая социальная сеть имеет правила пользования и ограничения относительно содержания публикаций. Обычно, это контент оскорбительного характера и т. п. Ознакомьтесь с ребёнком с этими правила и следите, чтобы юный пользователь интернета их не нарушал. Возьмите в привычку время от времени просматривать страничку вашего ребёнка.
  5. Запрет на встречи. Запретите ребёнку лично встречаться с кем-то, с кем они познакомились в сети. Объясните реальную угрозу таких встреч. А лучше — взять за правило не принимать незнакомцев в друзья. Пусть дети общаются в виртуальном мире с реально знакомыми людьми.
  6. Лучше псевдоним. Расскажите ребёнку, что в целях безопасности лучше не разглашать настоящее имя и фамилия, а придумать псевдоним.
  7. Отслеживайте группы. Смотрите, в какие сообщества и группы присоединяется ваш ребёнок, и какого рода информация там проходит.
  8. Следите за фото. Нередко фотографии, которые выкладывает ребёнок в интернет, могут стать источником дополнительной информации о вашей семье. Попросите ребёнка не публиковать фото, из которого можно почерпнуть такую информацию.
  9. Сдерживаем эмоции. Следите, чтобы ребёнок не был слишком эмоционален в социальных сетях. Злоумышленники обращают внимание именно на эмоционально неустойчивых детей.
  10. Интернет-угрозы. Поддерживая доверительные отношения с ребёнком, узнавайте от него, не поступают ли в социальных сетях в его адрес угрозы или сообщения оскорбительного характера. При наличии таковых, вовремя примите меры.

Актуальной проблемой с 1996 года является интернет-зависимость, которая представляет собой острое желание войти в интернет во время его отсутствия. Такое состояние негативно действует на организм, хотя и не разрушает его прямым способом. Интернет-зависимость схожа с зависимостью от азартных игр. Она также характеризуется потерей ощущения времени, неумением вовремя остановиться, отрывом от реальности, раздражительностью и отчаянием по причине отсутствия возможности выхода в интернет.

Как быть, если вы заметили у ребёнка такие симптомы?

  1. Наладьте контакт. Узнайте, что ребёнку интересно и что его беспокоит.
  2. Не запрещайте интернет. Но установите нормы использования.
  3. Один компьютер. Пусть к интернету будет подключен один компьютер – так легче будет отследить деятельность ребёнка в сети. В других устройствах интернет необходимо убрать.
  4. Учите ребёнка управлению временем. Так он осознает вред бездумной траты времени в интернете.
  5. Альтернатива. Предложите ребёнку интересное занятие, и тогда у него не будет времени на времяпрепровождение у компьютера, планшета, смартфона.
  6. Обсуждайте. Поговорите с ребёнком на тему, почему он не может обходиться без интернета. Дайте понять, что ничего не случится, ели он на какое–то время покинет сеть.
  7. Совет психолога. Тяжёлые случаи требуют консультации специалиста.

Антикриминальная безопасность

Порядок действий при обнаружении подозрительных предметов

-  категорически запрещается трогать, вскрывать, передвигать или предпринимать какие-либо иные действия с обнаруженным предметом; 
- не рекомендуется использовать мобильные телефоны и другие средства радиосвязи вблизи такого предмета;

- необходимо немедленно сообщить об обнаружении подозрительного предмета в милицию по телефону 102.

Мошенничество

В милицию следует обращаться и столкнувшись с различными видами мошенничества. Мошенничеством называется завладение чужим имуществом путем обмана или злоупотребления доверием. Мошенники очень изобретательны и, как  правило, обман — это главное их занятие. Видов мошенничества множество. Каждый из преступников использует свою тактику. Часто преступники действуют группой. Один наблюдает за обстановкой вокруг, другой отвлекает, третий охраняет, четвертый повышает ставки во время игры. Никогда не играйте в азартные игры на деньги, держитесь подальше от мест игры. Не будьте наивными, не надейтесь на выигрыш.

Другим видом мошенничества, с которым вы можете столкнуться, являются попытки преступников проникнуть в дом или квартиру (под видом милиционера, социального работника, сантехника, медсестры). Обладая даром убеждения, мошенники проникают в жилище граждан, не прибегая к насилию. Они могут носить униформу, предъявлять поддельные документы. И предлогу для визита трудно отказать — визит участкового, спасение больного человека, оказание помощи пожилым людям и многодетным семьям, ликвидация последствий аварии, страхование жизни и имущества граждан. Цель одна — выманивание денег или ценных вещей, воровство, наводка квартирных воров. Не ведите переговоры с человеком за дверью квартиры, кем бы он ни представлялся. Не открывайте дверь ни при каких условиях. Если визитер особо настойчив, сообщите о визите в милицию. Подумайте, прежде чем действовать!

В людных местах наших городов периодически можно встретить женщин в пестрых цыганских одеждах с плохо одетыми маленькими детьми. Это еще одна специализация мошенников — гадание, предсказание судьбы, скупка краденого. Силой внушения и даже гипноза обобрать доверчивого человека могут даже днем в людном месте. При этом человек не сразу поймет, что с ним произошло и куда делись его ценные вещи и деньги. Не завязывайте разговор с незнакомыми людьми на улице, особенно если они ведут себя настойчиво. Не будьте наивными, пытаясь узнать свою судьбу. Не продавайте ничего и не приобретайте на улице с рук. Научитесь проходить мимо мнимых соблазнов, которые вам сулят. Внушение и гипноз широко используют также мошенники, работающие в образе представителей религиозных организаций, целителей, колдунов, экстрасенсов. Играя на людских слабостях, горе, доверчивости, любопытстве, мошенники решают свою главную задачу — обогащение за счет других.

Как только вы осознали, что стали жертвой мошенничества в первую очередь попытайтесь спокойно оценить сложившееся положение. Вместе с адвокатом либо самостоятельно проанализируйте ситуацию, примите меры по сохранению возможных предметов и документов, которые могут быть использованы в качестве доказательств. Посредством сети интернет, личного общения попытайтесь найти иных лиц, которые попали в аналогичную ситуацию. Решите вопрос о целесообразности возврата имущества в рамках гражданского судопроизводства. Подготовьте письменное заявление в милицию о проведении проверки либо возбуждении уголовного дела.

Необходимо отметить, что для привлечения мошенника к ответственности может потребоваться длительный период. За это время накапливается информация о типичном поведении виновного, которая в совокупности со всей очевидностью свидетельствует о наличии умысла на хищение. Наиболее разумным шагом будет обращение к профессиональной юридической помощи адвоката по делам о мошенничестве.

После возбуждения уголовного дела, обычно основная работа по привлечению мошенника к ответственности ложится на плечи правоохранительных органов. Потерпевшим предоставляется право заявить исковые требования в уголовном процессе о взыскании причиненного имущественного ущерба и денежной компенсации морального вреда.

После окончания предварительного расследования (по небольшим делам 2-3 месяца) следователь предоставляет возможность ознакомиться с материалами уголовного дела сторонам и впоследствии передает его прокурору для направления в суд. По результатам судебного разбирательства выносится оправдательный либо обвинительный приговор, в котором указан вид и размер наказания мошеннику. В случае несогласия потерпевшего с приговором суда на него может быть подана апелляционная жалоба.

Нападение — экстремальная ситуация, заключающаяся во враждебных действиях кого-либо против вас и сопряженная с опасностью получения тяжких телесных повреждений, ограбления, изнасилования и т.п. Часто злоумышленник выбирает для нападения места с ограниченным пространством — подъезды, лестничные площадки, лифты. Будьте внимательны и не входите в подъезд или лифт за незнакомым человеком. Если он вошел в лифт вслед за вами, сразу выйдите. При угрозе в подъезде звоните одновременно в несколько дверей. Не провоцируйте насилия, нападая первым, не отвечайте на оскорбления. Это может явиться толчком к нападению на вас. Если вы подвергаетесь насилию в подъезде, кричите, плачьте, стучите в двери, разбейте окно в подъезде, кусайтесь и царапайтесь, стараясь вырваться. Такая активная защита может остудить пыл хулигана. Кто-то придет к вам на помощь, услышав шум. Даже если жильцы дома, например, старушка или инвалид, не смогут помочь сами, они обязательно позвонят в милицию.

В вечернее время некоторые компании подростков могут представлять опасность. Собираясь в группу, ребята иногда ведут себя как настоящие хулиганы. Перейдите на другую сторону улицы, обойдите опасное место. При необходимости поверните назад. Выходите в людное место - на остановку транспорта, к магазину. Можно зайти в помещение, где на входе стоит охранник, — в ресторан, гостиницу, банк — и попросить защиты.

Чтобы адекватно действовать при нападении, необходимо, по возможности, следовать следующему плану действий:

1. Прежде, чем принимать какое-то решение, проанализируйте ситуацию, в которой вы оказались.

2. Попробуйте, насколько это будет возможно, оценить человека, противостоящего вам, обратив внимание на его физические и психические данные, настроение и возможные особенности в поведении.

3. Определите тактику своего поведения в зависимости от всего объема поступившей к вам информации и ведите себя в соответствии с ней.

Многие допускают одну из двух ошибок — переоценивают свои возможности, либо сильно их занижают. И то, и другое делает вас потенциальной жертвой. Следовательно, необходимо уметь различать опасности действительные и мнимые, правильно оценивать людей и контролировать себя. Необходимо выбрать такую линию поведения, которой меньше всего от вас ожидают нападавшие.

  • Никогда не провоцируйте противника к обострению конфликта, не отвечайте грубостью на грубость, оскорблением на оскорбление.
  • Не вступайте ни в какие споры и конфликты.
  • Не переоценивайте нападающего, не относитесь к нему снисходительно. Считайте его опасным противником и будьте готовы к защите.
  • Всегда смотрите в глаза тому, с кем говорите. Если на вас кричат, отвечайте тихо и спокойно. Тон должен быть твердым, но не агрессивным. Старайтесь выглядеть уверенным в себе и своих действиям.
  • Оцените место действия, выберите наиболее выгодную для вас позицию (учитывайте при этом пути возможного отступления, а также использование подручных средств ‑ бутылка, палка, тяжелые предметы). Передвигаясь, старайтесь не оставлять противника за своей спиной. С тактической точки зрения выгоднее развернуться спиной к стене.
  • Если на вас напали и вы заведомо слабее преступника, то бегите, оценив перед этим расстояние и собственные спортивные возможности.
  • При неизбежности столкновения привлеките внимание прохожих и жителей ближайших домов призывом о помощи.
  • При попытке вооруженного ограбления без всякого сопротивления расстаньтесь с деньгами и прочими ценностями.
Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.