Новости проекта
Подписывайтесь на нас ВКонтакте!
Внимание! Важные изменения при добавлении учащихся
Голосование
Нужна ли школьная форма?
Всего 11 человек

«Нельзя» или «можно» заметки психолога о влиянии запретов

Дата: 26 марта 2013 в 00:49, Обновлено 14 августа 2013 в 10:25

 

  Как показывает опыт, психологической помощи отдельным лицам и их семьям запреты часто являются причиной проблем в общении людей и внутриличностных конфликтов. Нередко запреты сочетаются с ограничениями, осуждениями и даже обвинениями. В воспитании детей слово "нельзя" подчас присутствует в лексиконе родителей гораздо чаще, чем "можно". Это сопровождается, кроме того, множеством ограничений типа "не делай этого", причем с отсутствием дальнейших указаний: что взамен можно или следует делать. В результате ребенок оказывается, окружен запретами, которые, постоянно умножаясь, в совокупности обрекают его на полное бездействие. Однако, как издревле известно, без деятельности, без движения нет жизни. Поэтому, слыша лишь запреты и ограничения, ребенок фактически получает сообщение "не живи". Поэтому ребенок ищет себе все новой и новой деятельности, пытаясь в первую очередь выжить физически, утверждая себя и свое существование движением, деятельностью. Но каждому человеку, и с возрастом все больше, необходимо, кроме самоутверждения, подтверждение от окружающих, во-первых, самого факта, что он существует, и лишь во-вторых, каково по их мнению качество этого существования (хорошо или плохо он действует). То есть, ребенку важнее, чтобы его замечали, эмоционально реагировали на него: лишь бы не игнорировали. И если он получает мало (или совсем не получает) одобрения своей деятельности (положительное эмоциональное реагирование окружающих), то привыкает добиваться внимания к себе, осуществляя свои действия таким образом, чтобы получать осуждения и обвинения (негативное эмоциональное реагирование окружающих).
  Таким образом, запреты формируют у ребенка протестное поведение, которое служит следующим целям: 1) получить эмоциональный ответ, пусть негативный, от окружающих, подтверждающий его существование как личности, 2) самоутвердиться в жизни путем увеличения "инаковости", уникальности: "Я не такой, как другие"; 3) выявлять и использовать в основном те области своей жизни и деятельности, которые имеют наиболее эмоционально насыщенный отклик у окружающих (осуждение), когда ему обеспечен максимум внимания.
  Для избегания такого положения и для формирования у ребенка многогранного опыта деятельности ему необходимо слышать не только "нельзя", но и "можно", в том числе в сочетании с "надо". Для этого родителям чаще следует говорить ребенку, что ему следует делать, чем, чего не делать. Если же приходится накладывать запрет, то сразу вслед, здесь же, должна звучать положительно сформулированная фраза, содержащая рекомендацию желательных действий или одобрение. Например: "Не рисуй на стене. Рисуй в альбоме".
  Очень важно выявлять и говорить ребенку о том, что у него хорошо получается. Кроме того, наиболее продуктивной часто является совместная деятельность с ребенком. Главная задача состоит в том, чтобы помочь ребенку научиться находить преимущественно способы исправлять, и лишь иногда - избегать того, что у него не получается. Таким образом, формируется мотивация деятельности, в большей степени ориентированная на достижение успеха, и в меньшей - на избегание неудачи. Из психологии мотивации известно, что такое соотношение способствует росту самооценки ребенка и стабильности ее в дальнейшем (во взрослом возрасте).

 

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.