Новости проекта
Подписывайтесь на нас ВКонтакте!
Голосование
Нужна ли школьная форма?
Всего 45 человек

Олимпиада по учебным предметам (типичные ошибки, рекомендации, полезные Интернет-ресурсы)

Дата: 6 февраля 2016 в 17:15, Обновлено 6 февраля 2016 в 17:16

Русский язык и литература

Типичные ошибки Рекомендации Полезные Интернет-ресурсы

Литература необходимо восстановить текст стихотворения, доскональное знание текста художественного произведения (9 класс «Слово о полку Игореве»)

Язык фонетика, морфемика, фразеология

Устное высказывание

Для участников заключительного этапа

13 февраля обязательно  участие членов сборной и их учителей в конкурсе«Знай и люби русский язык».

При подготовке к 

устному высказыванию производить видеозапись с последующим просмотром,
комплексной работе более тщательно проработать темы «морфемика», «словообразование», «фразеология»,
отзыву научить  использовать  биографические данные, находить в тексте изобразительно-выразительные средства, определять их роль в раскрытии идейного содержания произведения.

http://elib.bsu.by

http://perova.jimdo.com

http://rusolimp.kopeisk.ru

http://iw-natalia2009.narod.ru

http://inrus-lp.narod.ru

Белорусский язык и литература

Типичные ошибки Рекомендации Полезные Интернет-ресурсы

Водгук: 

1) парушэнне кампазіцыйнай структуры (адсутнасць уступу або яго зацягнутасць, адсутнасць заключэння);

2) паўтор адной і той жа думкі  ў розных частках водгуку;

3) беднасць слоўніка, злоўжыванне русізмамі;

4) няправільнае  ўвядзенне  ў тэкст водгуку вершаваных цытат, парушэнне іх пунктуацыйнага афармлення.

Вуснае выказванне:

Адзначаліся парушэнні стылёвага адзінства выказвання. Асобныя вучні выкарыстоўвалі аднатыпныя канструкцыі, не ўжывалі сродкі вобразна-выяўленчай выразнасці. Рэдкія вусныя выказванні характарызаваліся прымітыўнасцю фраз, беднасцю слоўніка, невыразнай, манатоннай падачай матэрыялу.

  Пры падрыхтоўцы  вуснага выказвання неабходна  звярнуць  увагу на адпаведнасць стылёвага адзінства  выказвання,  пабудову  моўных канструкцый; арганізаваць заняткі  з  майстрамі публичнага выступлення. 

Комплексная работа:

1) не ведаюць безэквівалентную лексіку беларускай мовы;

  2) шмат памылак як у пастаноўцы знакаў прыпынку, так і ў вызначэнні сінтаксічнай ролі выдзеленага слова;

  3) не ўсе арыентуюцца ў родах літаратуры, не могуць даць азначэнне пэўнага жанру ці вызначыць па азначэнні жанр і род.

Лiтратура для падрыхтоўкi :

1. Куліковіч, У.І. Алімпіяды па беларускай мове і літаратуры. Заданні да комплекснай работы. Водгук на мастацкі твор. Вуснае выказванне/ У.І. Куліковіч. – Мінск: Аверсэв, 2014.

2. Зелянко, В.У. Навучанне беларускай мове. Лінгвакультуралагічны падыход. 10-11 класы. Вучэбна-мет. дапаможнік для настаўнікаў агульнай сярэдняй адукацыі/ В.У.Зелянко – НІА, 2011.

3. Праскаловіч, В.У., Кушнярэвіч, В.В. Выкажыся, каб я цябе ўбачыў! (Мастацтва вусных выказванняў): 9 клас: дапаможнік для настаўнікаў/ В.У.Праскаловіч, В.В.Кушнярэвіч – НІА, 2010.

http://wiki.schoolnet.by

http://mova.na.by

http://belkabinet.ucoz.ru/

http://school41.mogilev.by

Английский язык

Типичные ошибки Рекомендации

Тур «Письменная работа»:

- времена глагола, словообразование и знание фразовых глаголов,
üвставить в пропуски подходящее по смыслу слово (любую часть речи, часть устойчивого словосочетания)

При подготовке обратить внимание на :

•значения фразовых глаголов (владение синонимичным рядом фразовых глаголов) ,
•правописание слов,
понимание прочитанного

Для участников заключительного этапа

до сборов проработать  индивидуальные рекомендации, данные областными тренерами, устранить пробелы в знаниях учащихся; по всем вопросам обращаться к тренерам или методисту ГОИРО

При подготовке  к:

устному высказыванию необходимо использовать материалы журнала «Замежныя мовы ў Рэспубiцы Беларусь», Интернет-ресурсы
аудированию  - организовать  прослушивание аутентичных текстов  только один раз
письменной работе  - обратить внимание на  увеличение  лексической направленности тестов, обогащать словарный запас

История, обществоведение

Типичные ошибки Рекомендации Полезные Интернет-ресурсы

История

Наиболее трудными для участников стали:

1. задания на определение понятий, хронологической последовательности событий, персоналий,
2. задания, в которых для ответа необходимо  прочитать схемы или генеалогию,

3. мультимедийный тур

Обществоведение

Наиболее трудными для участников стали:

1. задания на установление соответствия,
2. задания, содержащие иллюстрации,
3. аргументация собственной позиции при ответе

История

При подготовке обеспечить просмотр иллюстраций, фотографий, видеофрагментов  с изображением исторических событий, мест, личностей.

 

 

 

 

Обществоведение

При подготовке обеспечить

1. свободный  выход  в интернет, посещение тематических сайтов,
2. участие в подготовке учащихся специалистов  в экономических, юридических, социологических вопросах

 

http://z2h.ru

http://www.aversev.by

http://www.pedagog.by

http://uchltel-lstoria.ucoz.org

Трудовое обучение

Типичные ошибки Рекомендации
Учащиеся испытывают затруднения:
1. при обработке края детали  машинными швами, пришивании   фурнитуры,
2. при мультимедийном сопровождении защиты своего проекта
3. при разработке технологической карты изделия
4. при сборке деталей  из древесины шипованными соединениями и др.
5. при использовании штангенциркуля
1. При подготовке учащихся тщательно прорабатывать с ними материал учебника
2. На заседании МО учителей районному тренеру необходимо  проанализировать результаты выступления учащихся района на третьем этапе республиканской олимпиады, продумать стратегию подготовки к олимпиаде следующего учебного года,
 держать связь с областными тренерами

Физика и астрономия

Типичные ошибки Рекомендации

Физика

Наиболее трудными для участников стали:

1.задания с применением реостата, в которых его надо было использовать в качестве потенциометра,

2. задания с построением графиков , геометрических построений,

3. работа с электрическими цепями, содержащими нелинейные элементы

Астрономия

Необходимо обратить внимание на умение учащихся:

1. работать с картой звездного неба,  наблюдать за звездным небом,
2. употреблять астрономические термины,
3. использовать математические формулы,
4. работать с программой Excel

Физика

При подготовке обеспечить 

1. участие  учителей математики, черчения,

2. занятия по формированию умений проводить эксперимент и анализировать его результаты

 

Астрономия

При подготовке обеспечить

1. участие  учителей математики, информатики
2. занятия по наблюдению звездного неба при помощи телескопа
3. использование интерактивных моделей

Математика

При возникновении вопросов обращаться к одному из областных тренеров:

Струк Александр Николаевич  aiestruk@yandex.by

Симоненко Дмитрий Николаевич  dsimonenkon@mail.ru

Горский Сергей Михайлович   smgorskiy@gmail.com

Типичные ошибки Рекомендации Полезные Интернет-ресурсы

 

 

1. обеспечьте систематичность в занятиях с  «олимпиадниками»,
2. создайте копилку олимпиадных заданий от школьного до  международного уровня,
3. используйте преемственность в подготовке учащихся разных параллелей, дайте возможность работать самостоятельно,
4. обеспечьте круглогодичное участие в олимпиадах

При подготовке к заключительному этапу:

1. до сборов провести разбор и решение задач республиканских олимпиад трех прошлых лет,
2. после первых сборов  областные тренеры определят  индивидуальный набор заданий для самостоятельной работы  каждому учащемуся

Математические олимпиады, конкурсы:

1. Областной  и республиканский турниры юных математиков
2. Областная научно-практическая конференция «Поиск»
3. Республиканский конкурс  работ исследовательского характера
4. Школьные, районные, межгимназические, межрегиональные, областная и республиканская олимпиады
5. Международная математическая Олимпиада «Формула единства» / «Третье тысячелетие»  formulo.org
6. Открытая российская интернет-олимпиада по математике «МетаШкола»  metaschool.ru
7. Международная онлайн-олимпиада «Фоксфорд» по математике  olymp.foxford.ru
 Учительский портал  http://www.uchportal.ru

География

При возникновении вопросов обращаться к областному тренеру –

Кондратенко Илье  Владимировичу Ilya-kondratenko@mail.ru

Типичные ошибки Рекомендации Полезные Интернет-ресурсы
Наиболее трудными для участников стали:
1. чтение  топографической карты,
2. анализ разновременных  топографических карт,
3. разделы «геология», «геоморфология», «палеогляциология»

 

Участники заключительного этапа на сборы должны иметь с собой атласы,  контурные карты, транспортиры, цветные карандаши

При подготовке учащихся  необходимо обеспечить знание ими географической номенклатуры, расширение  их кругозора для успешного прохождения мультимедийного тура

 

 http://www.myplanet-earth.com

Интернет-проект «Планета Земля»

Химия и биология

Типичные ошибки Рекомендации Полезные Интернет-ресурсы

Особенности заданий

Биология

Только 12  (14%) учащихся выполнили более 50% заданий

теоретический тур – только  тестовые задания (типа А)

9 класс – ботаника, зоология, анатомия человека и животных,

10 – 11 классы – биохимия, генетика, ботаника, физиология растений

Только 5 (2%) учащихся выполнили более 50% заданий практического тура

Химия

Только 12  (14%) учащихся выполнили более 50% заданий теоретического тура

9 класс – строение  неорганических веществ, химические свойства  неорганических веществ
10 класс – установление формул органических веществ на основании приведенной схемы превращений
11 класс – многоступенчатые расчеты, связанные с промышленным получением веществ, задания на ионное равновесие, строение полимеров

С заданиями  практического тура более чем на 50%  справились 45 (52%) учащихся

   Большие  значения погрешности эмпирического определения; отсутствие навыков промывания осадка, определения точки эквивалентности титрования по новой методике; недостаточное владение теоретическим материалом для проведения вычислений.  

Биология

При подготовке обеспечить 

9 класс –  знание систематики растений и животных, их латинского названия,  определителей животных и растений, эволюции систем органов животных,  работа с живыми объектами, немыми микропрепаратами, изготовление препаратов, срезов

10 - 11 класс - генетика, микробиология, биохимия, физиология растений, математика:
•Т-плазмиды, фазимиды и касимиды, экспрессия генов в доноре, гены инверсии, SOS-ответы, гистоны, иммуноглобулины
• окраска по грамму + и -, определение каталазы,  формы колоний различных микроорганизмов, вирионы
• качественные реакции на белки, сахарозу, крахмал, аскорбиновую кислоту, глицерин
•определение водного потенциала, плазмолиз, деплазмолиз

теория вероятности

Химия

1. Дистанционное обучение в течение года,
2. Работа областного ресурсного центра для олимпиадников
3. Посещение обучающих семинаров по авторскому решению задач по химии Э.В. и Е.В.Матулисов
4. Обучающие семинары по организации лабораторных практикумов на базе БГУ
Xumuk.ru    virtuallab.by   chemport.ru
 
Информатика
 
Сложность заданий  соответствовала уровню сложности заданий прошлого года, условия сбалансированы, позволяли в полной мере  протестировать знания участников

Сайт дистанционного обучения – DL.GSU.BY,

Автор –  областной тренер

Долинский Михаил Семенович

 

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.