Новости проекта
Мобильное приложение Schools.by
С Днем учителя!
Голосование
Как Вы бы Вы хотели провести шестой школьный день?
Всего 40 человек

Речевая готовность к школе. Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении чтению и письму

Дата: 10 октября 2014 в 11:57, Обновлено 25 февраля 2020 в 19:08

Речевая готовность к школе. Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении чтению и письму

Каждый родитель с нетерпением ждет долгожданного и ответственного момента, когда любимый малыш пойдет в первый класс. Поступление в школу чрезвычайно важный момент в жизни ребенка. С приходом в школу меняется привычный для ребёнка образ жизни — он перемещается в новый неведомый прежде мир. Дошкольник становится школьником.Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений. Теперь ребенок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять, требования учителя, заниматься на уроке тем, что определено школьной программой, прилежно выполнять домашние задания, добиваться хороших результатов в учебе. 

Но все ли сделано для того, чтобы ребенок был готов к школьному обучению? Достаточно ли развита его речь? Ведь от этого будут зависеть его успехи в усвоении абсолютно всех предметов школьной программы!

Готовность к школьному обучению предполагает, прежде всего, мотивацию к обучению, т.е. у ребенка должно быть желание идти в школу. Он должен уметь общаться со сверстниками, выполнять требования учителя, контролировать свое поведение. Качество учебной деятельности будет зависеть от того, насколько были сформированы предпосылки в дошкольном периоде.

В основе обучения лежит познавательный процесс. Известно, что вершиной познавательного процесса является мышление и речь. Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем его речевого развития. Ведь именно, при помощи речи устной и письменной ребенку предстоит усвоить всю систему знаний. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее учащийся овладеет чтением и письмом.

Давайте определим:

  • Что входит в понятие «речевая готовность к школе».
  • Какие требования предъявляет начальная школа к речи первоклассника и готовности овладеть грамотой.
  • Как могут отразиться несформированные знания и умения в области развития речи на усвоении таких предметов, как письмо и чтение.
  • Как помочь школьникам с низкой речевой готовностью преодолеть трудности при обучении.

           Для успешного овладения чтением и письмом у детей до начала обучения в школе должны быть сформированы следующие компоненты речи:

1. Дети должны уметь слушать и слышать других.

При несформированности данных умений, у ребят могут возникнуть трудности в усвоении материала, предъявляемого учителем устно.

2. Звуковая сторона речи.

 - правильно произносить все звуки речи;

           Правильное произношение звуков речи и четкое различение звуков речи на слух, является необходимым условием для освоения письма.

 - четко и внятно произносить слова и фразы со сложной звуковой и слоговой наполняемостью (например: мотоциклист, регулировщик, термометр);

 - говорить громко или тихо, или даже шепотом, в зависимости от ситуации;

 - изменять темп речи с учетом содержания высказывания.

Как правило, незначительные нарушения звуковой стороны речи не сказываются на успешности дальнейшего обучения. Выраженные же нарушения в этой сфере приводят к отражению неправильного произношения на письме из-за опоры на неправильное проговаривание. Письмо является отражением устной речи. Ребенок пишет так, как проговаривает. На письме могут появиться замены и пропуски букв, соответствующие заменам и пропускам звуков в устной речи (шуба – «суба», жук – «зук», звезда – «зведа», рыба – «лыба»).

Неусвоение данных навыков может привести к появлению интонационных ошибок при чтении.

3. Функции языкового анализа.

Дети должны уметь:

­делить предложения на слова;

­делить слова на слоги;

­уметь выделять все звуки в словах;

­устанавливать последовательность звуков в слове.

          Недоразвитие функций языкового анализа и синтеза проявляется на письме в искажении структуры слова и предложения. Наиболее характерны следующие ошибки:

 - слитное написание слов, особенно предлогов с другими словами;

­раздельное написание слов, особенно приставок и корней (в доме – «вдоме», наступила – «на ступила»);

- пропуски, перестановки, добавления слогов (комната – «кота», печенье – «чепенье», паровоз – «павороз», бабушка – «бабабушка»);

- пропуски согласных при их стечении; пропуски гласных, добавления букв (поросенок – «просенок», трава – «тарава»); - перестановки букв (комната – «конмата»).

 4. Лексическая сторона речи (словарный запас).

     Дети должны уметь:

­точно подбирать слова;

- ясно выражать свои мысли, связывая различные факты в единое целое;

- дифференцировать обозначения предметов (например: «автомобиль легковой и грузовой, а не просто автомобиль», «обувь зимняя и летняя»);

­употреблять сложные слова (например: длинноногий);

- пользоваться эпитетами (например: чистое поле);

­подбирать метафоры (например: туча комаров);

­использовать слова и фразы с переносным значением (например: сломя голову);

- подбирать синонимы (например: храбрый – смелый – отважный).

            Недоразвитие лексической стороны речи влияет на понимание прочитанного, даже при технически правильном чтении. Такие дети с трудом осознают значение прочитанных слов, предложений, текста. Особенные трудности вызывают метафоры и сравнения.

В старших классах возникают ошибки в подборе проверочных слов на письме.

5. Грамматическая cторона речи.

У детей должны быть сформированы навыки словоизменения и словообразования:

 а) Навыки словоизменения:

 Дети должны уметь:

 - изменять существительные по падежам и числам (например: санки, на санках);

 - употреблять различные предлоги;

 - согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже (например: голубое полотенце);

- согласовывать существительные с числительными (например: один карандаш, два карандаша, пять карандашей);

- правильно употреблять глаголы (например: бегу, бежишь, бежит, бежим, бегите, бежал, побежит и т.п.).

            В связи с недоразвитием грамматического строя речи можно наблюдать аграмматизмы на письме и при чтении, проявляющиеся в искажении морфологической структуры слова:

- ошибки в падежных окончаниях и при изменении числа существительных (у Бори – «уБоре», много деревьев – «много деревов», на санках – «на санков»);

 - пропуски, замены предлогов (над столом – «настолом», пошли в лес – «пошли лес»);

 - ошибки согласования (белый дом – «бела дом», «пять вишен – «пять вишнев», голубое полотенце – «голубая полотенце»).

б) Навыки словообразования:

Дети должны уметь:

 - образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных и увеличительных суффиксов (например: глаза – глазки – глазищи);

- образовывать глаголы с помощью приставок (например: шел – вышел – перешел – обошел);

­образовывать название детенышей животных;

- образовывать относительные и притяжательные прилагательные от существительных (например: малина – малиновое, лиса – лисья).   

            Если у первоклассника не сформированы навыки словообразования, то при письме могут наблюдаться:

 - замены суффиксов (козлята – «козленки»);

 - замены приставок (захлестнула – «нахлестнула»).

           Могут наблюдаться трудности конструирования сложных предложений, пропуски членов предложений, нарушения последовательности слов в предложении.

           Может нарушаться самостоятельная письменная речь.

Под связной речью принято понимать такие развернутые (то есть состоящие из нескольких или многих предложений) высказывания, которые позволяют человеку систематично и последовательно излагать свои мысли.

 Дети должны уметь:

- свободно общаться с взрослыми и сверстниками;

- поддерживать разговор на темы, доступные возрасту;

­рассказывать о пережитых событиях;

­пересказывать содержание сказки, рассказа;

­описывать окружающие предметы;

- раскрывать содержание картины, некоторых явлениях окружающей действительности.

             Нарушение самостоятельной связной речи может выражаться в трудностях пересказа, в составлении рассказа, в написании сочинений и изложений.

             Таким образом, хорошо развитая речь первоклассника служит средством успешного обучения не только по письму и чтению, но по другим предметам в школе. Перечисленные выше особенности устной речи первоклассников с нарушениями свидетельствуют о том, что без целенаправленной логопедической работы по исправлению недостатков в развитии всех компонентов речи детям будет трудно усваивать школьную программу по русскому языку, у них может возникнуть негативное отношение к учебе.

             Для оказания помощи учащимся, имеющим речевые расстройства, необходима ранняя своевременная коррекция устной речи, профилактическая работы по предупреждению нарушений чтения и письма. Для этого в каждой школе работают учителя-дефектологи, которые проводят специальные коррекционные занятия.

              Продолжительность логопедических занятий для каждого ребенка зависит от степени тяжести и структуры речевого недоразвития.

             Успешность коррекционно-воспитательной работы по преодолению речевых недостатков предполагает активное участие в нем родителей.

              Не следует считать, что роль родителей в процессе исправления речи оканчивается в момент обращения к специалисту. Каким бы хорошим специалистом не был дефектолог, он не сможет без содействия родителей эффективно помочь ребенку. Только совместные усилия приведут к хорошим результатам.

              Для того, чтобы исправить речевой дефект, необходима упорная каждодневная работа, которая должна вестись как на логопедических занятиях, так и в домашних условиях.

На логопедических занятиях у ребенка формируется кратковременный навык правильной речи, который должен контролироваться со стороны окружающих ребенка взрослых и закрепляться в различных видах деятельности.

             Основная задача родителей в процессе коррекционного воздействия состоит в активном взаимодействии с дефектологом. Родителям необходимо интересоваться ходом и результатами коррекционного процесса, обращаться за советом к специалисту по возникшим вопросам, проводить доступные в домашних условиях логопедические упражнения. К тому же родители должны помнить о том, что речь взрослых является образцом для подражания ребенка, поэтому важно общаться с ребенком на правильном русском языке.

             Таким образом, благодаря совместной работе учителя-дефектолога, педагога-психолога, учителей начальных классов, родителей возможно своевременно и качественно помочь детям преодолеть речевые нарушения, более успешно овладеть программным материалом по русскому языку и чтению, сформировать положительную мотивацию к учебной деятельности.

Успехов вам и вашим детям при обучении в школе!

Памятка для родителей

«Профилактика нарушений звукопроизношения»

Речь ребёнка формируется в общении с окружающими его взрослыми. В процессе общения проявляется его познавательная и предметная деятельность. Овладение речью перестраивает всю психику ребёнка, позволяет ему воспринимать явления более осознанно и произвольно. Великий русский педагог К. Д. Ушинский говорил: « Родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний». Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание её чистоте и правильности.

Так как речь ребёнка развивается путём подражания речи окружающих людей (в основном, взрослых – родителей, членов семьи, педагогов), сначала механического (рефлекторного), а затем всё более и более осознанного, необходимо целенаправленно влиять на этот процесс. Влияние, прежде всего, выражается в создании соответствующей возрасту детей активной речевой среды: правильная, чистая речь взрослых; чтение произведений художественной литературы; посещение выставок, концертов.

Нельзя приноравливаться к языку ребёнка и сознательно искажать слова. Нельзя заменять общение с ребёнком просмотром телевизионных программ, фильмов, игре на компьютере. Всё это не способствует формированию правильного звукопроизношения.

Поэтому рекомендации для родителей могут быть такие:

  • обращаясь к ребёнку, следует не торопясь, достаточно громко и отчётливо произносить каждый звук с соответствующей смыслу слова интонацией, чётко выделять ударный слог;
  • каждое новое слово должно быть понятным ребёнку, т.е. произнося его, одновременно надо обратить внимание ребёнка на соответствующий предмет, явление или действие;
  • неправильно сказанное слово надо спокойно и ласково произнести два – три раза. Правильное добровольное повторение слова ребёнком следует поощрять. Излишне настойчивое требование верного произношения, может вызвать у ребёнка негативное отношение к речи.

Основной причиной несовершенства звукопроизношения у детей становится несовершенство движений артикуляционных органов или их недоразвитие. Поэтому важнейший этап в профилактике возникновения нарушений звукопроизношения – работа по подготовке артикуляционного аппарата.

Рекомендации для родителей:

  1. Проводить артикуляционную гимнастику следует ежедневно, чтобы двигательные навыки закреплялись, становились более прочными, уточнялись и совершенствовались основные движения органов артикуляции.
  2. Продолжительность занятий должна составлять 3 – 5 минут.
  3. Каждое упражнение проводить перед зеркалом в игровой форме и повторять 6 – 8 раз.
  • «Лопаточка»: рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. Язык в таком положении удерживать не менее 5 секунд.
  • «Чашечка»: рот широко открыт. Передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов. Язык в таком положении удерживать 5 – 10 секунд.
  • «Иголочка»: рот открыт, узкий длинный язык выдвинут вперёд. Язык в таком положении удерживать не менее 5 секунд.
  • «Горка»: рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх. Язык в таком положении удерживать не менее 10 секунд.
  • «Трубочка»: рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх и образуют узкий желобок. Язык в таком положении удерживать не менее 5 секунд.
  • «Качели»: рот открыт. Напряженным языком попеременно тянуться сначала к носу, затем к подбородку.
  • «Лошадка»: присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку, постепенно убыстряя темп упражнения.

Выполнение артикуляционных упражнений способствует, помимо укрепления мышц языка, растяжению укороченной подъязычной уздечки и в целом приводит к усвоению детьми норм звукопроизношения.

Не менее важным направлением, влияющим на формирование правильного звукопроизношения, является формирование речевого дыхания. Полезно ежедневно выполнять с детьми дыхательные упражнения и игры:

  • Дуть на легкие шарики, бумажные полоски; играть на детских музыкальных духовых инструментах;
  • Надувать воздушные шарики, пускать мыльные пузыри;
  • Сдувать со стола ватные или бумажные пушинки в определённом направлении (игра в «Футбол»);
  • Дуть вверх, не давая упасть вниз пушинке, ватке, воздушному шарику.

Очень часто причиной нарушений звукопроизношения являются заболевания: острый и хронический ринит, искривление носовой перегородки, полипы носовой полости, увеличение аденоидов. Они затрудняют процесс правильного речевого дыхания, меняют интонацию голоса, вызывают изменения в строении языка, прикуса, нёба.

Так, например, хронический ринит приводит к постоянной заложенности носа, затрудняет дыхание. Со временем ребёнок привыкает дышать ртом, вследствие чего у него может увеличиться размер языка, что приводит к возникновению межзубного сигматизма.

Для профилактики и лечения ЛОР - заболеваний, а также формирования правильного носового дыхания необходимо ежедневно проводить

дыхательную гимнастику:

  • Погладить нос (боковые части носа) от кончика к переносице – сделать вдох. На выдохе постучать по крыльям носа указательными пальцами (5 – 6 раз).
  • Сделать по 8 – 10 вдохов и выдохов через правую ноздрю, затем – через левую, по очереди закрывая отдыхающую указательным пальцем.
  • Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звук «м-м-м», одновременно постукивая пальцами по крыльям носа.
  • Спокойный вдох через нос. На выдохе одновременно с постукиванием по крыльям носа произнести звуки «ба–бо–бу» и «г-м-м-м».
  • Быстро втянуть внутрь живота брюшные мышцы, одновременно сделав резкий выдох через нос (3-4 раза).
  • Во время выдоха широко раскрыть рот и, насколько возможно, высунуть язык, стараясь кончиком его достать до подбородка. Беззвучно произнести звук [а-а-а] (5 – 6 раз).

Основная трудность для родителей – нежелание ребенка заниматься.

Чтобы преодолеть это, необходимо заинтересовать. Важно помнить, что основная деятельность детей – игровая. Все занятия должны строиться по правилам игры! Можно «отправиться в путешествие» в Сказочное Королевство или в гости к Незнайке. Плюшевый мишка или кукла тоже могут «побеседовать» с малышом.

 Не переживайте! Ваши старания не пройдут даром, и результат занятий обязательно проявится.

Для достижения результата необходимо заниматься каждый день. Начинайте занятия с 3-5 минут в день, постепенно увеличивая время. Знакомьте ребенка с детской литературой! Старайтесь прочитывать малышу хоть несколько страниц, рассмотрите картинки к прочитанному тексту, опишите их, задайте ребенку вопросы по тексту.

«Когда же можно все успеть?» — спросите вы. Чтение книг можно отложить на вечер перед сном. Возможно, другие педагоги посчитают это неправильным, ведь именно в такое вечернее время ребенок устал и его внимание рассеяно. Проверено! Чтение перед сном становится любимым занятием – ведь еще 15-20 минут можно пободрствовать, пообщаться с родителями, поделиться своими секретами.

Пользуйтесь наглядным материалом! Детям трудно воспринимать слова, оторванные от изображения. Например, если вы решили выучить с ребенком названия фруктов, покажите их в натуральном виде или пользуйтесь муляжами, картинками.

Говорите четко, повернувшись лицом к ребенку. Пусть он видит движения ваших губ, запоминает их.

Не употребляйте слово «неправильно»! Поддерживайте все начинания ребенка, хвалите даже за незначительные успехи. Не требуйте от него правильного произношения слова сразу. Лучше еще раз просто сами повторите образец произношения этого слова.

Не откладывайте на завтра то, что можно сделать сегодня! Терпения вам и успехов!
 

Дисграфия и дислексия:

кто виноват и что делать?

Дисграфия и часто сопровождающая ее дислексия - это неспособность овладеть в должной мере письмом и чтением, несмотря на сохранный интеллект, физический слух и зрение.

Распознают дисграфию по повторяющимся ошибкам стойкого характера.                                                                 

Письмо – один из самых сложных видов человеческой деятельности. Начинается оно с замысла. Мы мысленно создаем план текста, определяем последовательность мыслей и постоянно удерживаем ее. Каждое предложение затем надо разделить на слова. Чтобы правильно написать слово, необходимо определить его звуковую структуру, последовательность и место каждого звука. Следующая операция – выделенный звук нужно соотнести с определенным зрительным образом буквы и научиться вычленять устойчивые признаки, которые отличают одну букву от другой. Вот сколько сложных задач. Затем мы воспроизводим движением руки зрительный образ буквы, контролируя точность своих движений, проверяя зрительно полученный результат.

Несформированность любого из перечисленных этапов приведет к трудностям при обучении грамоте, то есть к дисграфии.

В чём причина?

Причиной дисграфии могут стать осложнения при родах, некоторые болезни, перенесенные в раннем детстве. Дислексия встречается у мальчиков в 3–4 раза чаще, чем у девочек. Причиной дисграфии может также стать двуязычие в семье или раннее изучение иностранного языка. А иногда авторитарное воспитание в семье. Так, ребенок, которого в раннем детстве кормят насильно, привыкает сопротивляться в отношении еды и приобретает ту же манеру в отношении интеллектуальной пищи. Важны даже такие вещи, которые, на первый взгляд, кажутся незначительными.

Оказывается, если в грудном возрасте малыш лежит так, что экран телевизора попадает в поле его зрения, то глазные мышцы привыкают к хаотичному движению. Впоследствии при чтении ребенку трудно будет следить за строчкой.

Как понять, что у ребенка дисграфия?                                                          

Внимательно рассмотрите школьные тетрадки своего ребенка, понаблюдайте за тем, как он пишет и читает.

Дисграфик часто как бы застревает на одной букве: За зомом росла мамина (За домом росла малина). Или пишет букву раньше времени: Дод небом лолубым (Под небом голубым). Он пропускает буквы, чаще гласные. Нередки и перестановки букв: фрукты – фрутки. Иногда ребенок добавляет лишнюю букву, обычно ту, что уже есть в слове. Дисграфик часто путает: парные звонкие и глухие согласные. Встречаются ошибки, возникающие из-за неумения ребенка передавать на письме мягкость согласных: сольить (солить). Очень распространенная ошибка – слитное написание слов, особенно служебных: ветки елии сосны. Иногда ребенок не разделяет в потоке речи и два самостоятельных слова: всталосолнце. Границы слова могут не только исчезать, но и смещаться: у Деда Мороза – у дедмо Рза. Встречаются ошибки в согласовании (большая белая пятно) и управлении (на ветки деревьях).

Ошибки носят стойкий характер. Ошибки, допущенные из-за незнания грамматических правил, не считаются дисграфическими.

Что нельзя делать ни при каких обстоятельствах?

  • Заставлять ребенка читать и писать с утра до вечера. Механическое натаскивание, бесконечные письменные задания дадут прямо противоположный результат.
  • Усаживать ребенка читать большие тексты, писать с ним большие диктанты.
  • Ругать ребенка или огорчаться, если у него что-то не получается, показывать ему свое раздражение. Но чрезмерно хвалить и бурно выражать свою радость тоже не стоит. Лучше гармоничное состояние спокойствия и уверенности в успехе.
  • Устраивать ребенку проверки на скорость чтения.
  • Стараться исправить все сразу. Сосредоточившись на одной задаче, снизьте требования по другим параметрам. Например, добиваясь безошибочного списывания, не обращайте внимания на неаккуратный почерк.

Что необходимо сделать?

Обратиться к учителю-дефектологу!

Консультация для родителей

ВОЗРАСТНЫЕ НОРМЫ

РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

        

Формирование звуковой стороны речи в норме

Одним из необходимых качеств полноценной устной речи является правильное произношение всех речевых звуков, которые появляются у детей в разные возрастные периоды.

На первом году жизни из-за несовершенства речевых органов ребенок может правильно произносить только лишь простые по артикуляции звуки. К ним относятся гласные А, О, Э и согласные П, Б, М. Именно из этих звуков и состоят первые слова ребенка: «мама», «папа», «баба». К концу года у малыша появляются и первые упрощенные слова: «кис-кис», «дай».

К двум-трем годам ребенком усваиваются и другие простые звуки, не требующие особенно тонких движений губ и языка. Это гласные И, Ы, У и согласные Ф, В, Т, Д, Н, К, Г, Х, Й.

На четвертом году жизни у детей в норме появляются такие звуки, как С,З,Ц,Ш,Ж,Ч,Щ. В это время допускается смягчение отдельных звуков речи. Звуки с, з, ш, ж могут произносится недостаточно четко, пропускаться, заменяться звуками т, д, ф, в. Звуки ч, щ заменяются на ть, ц, сь («чайка» – «тяйка», «щётка» – «сётка»).

В 5 лет вышеперечисленные звуки произносятся уже четко, могут лишь возникать ошибки в их произнесении в трудных, малознакомых словах. Недостаточно сформированными  в этом возрасте могут являться сонорные звуки (л,р,рь)

К 6 годам в условиях правильного речевого воспитания и при отсутствии органических нарушений центрального и периферического речевого аппарата дети правильно пользуются в самостоятельной речи всеми звуками родного языка.

Возраст ребенка

Звуки, появившиеся в речи

1 год – 1,5 года

б, к, т, в, ф

1,5 года – 2 года 5 мес.

с, сь, з, зь, й, ль

2 года 8 мес. – 3 года 5 мес.

ш, ж, щ

4 года – 4 года 6 мес.

ц, ч, л

4 года 6 мес. – 5 лет

р, рь

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОЙ РЕЧИ

      

Период от 0 до 1 года

Возраст

Основные показатели

Понимание речи

1 месяц

Рефлекторный крик и рефлекторные звуки,

сопровождающие потребности ребенка (в еде, смене пеленок, боли и т.п.). В крике преобладают гласные звуки, имеющие носовой оттенок. Реакция сосредоточения на речевом общении.

2 месяца

Улыбка при общении со взрослым.

3 месяца

Комплекс оживления при общении со взрослым, гуление (произнесение гласных звуков, близких к  а, ы, у, возможно сочетание с согласным г, например,« у-у-у» или «гу-у-у»

Прислушивается к

голосу. Адекватно

реагирует на

интонацию. Узнает

знакомые голоса.

4 месяца

Дифференцированность комплекса оживления (разная реакция на разных знакомых людей, например, папу и маму; на

незнакомых людей реакция пока отсутствует), смех.

5 месяцев

Дифференциация направления звука: ищет источник звука и сосредотачивает на нём

внимание (например, на лице говорящего). Начинает распознавать неречевые звуки (шум машины, лай собаки). Певучее гуление.

6 месяцев

Лепет (многократное повторение слогов: «ба-ба-ба», «ма-ма-ма»).

7 месяцев

Готовность к совместной игровой деятельности. Ориентация на звучащую игрушку.

Понимает отдельные

инструкции

в конкретной ситуации

и подчиняется

некоторым словесным

командам (поцелуй

маму, Дай ручку,

нельзя и т.п.).

8 месяцев

Реакция на незнакомое лицо. Лепет сводится к «лепетным словам»,(уже не многократное повторение, а два открытых слога: «ба-ба», «па-па»). Однако ребенок пока не соотносит

произносимые слова с людьми или предметами.

9 месяцев

Общение с помощью жестов, игра в «Ладушки».

10 месяцев

Использование 1-2 «лепетных слов», понятных при соотнесении с ситуацией.

Ситуационное понимание обращенной

речи. Понимание

названий отдельных

предметов.

11 месяцев

Использование 3 «лепетных слов» с соотнесением с ситуацией.

1год

Использование 3-4 «лепетных слов». Понимание простой инструкции (дай мяч, иди к маме), дополняемой жестом.

Подражание звукам речи взрослых, голосам животных и звукам разных предметов. Появление двусложных слов, состоящих из

одинаковых слогов: «мама», «дядя».

Знает, как его зовут. С удовольствием смеется.

После года может

показать предметы на сюжетных картинках

(Картинка:

Мальчик кушает.

Вопрос: «Где ложка?»).

Понимает слово

«НЕТ»

  Развитие детской речи от 1 года до 2 лет

Возраст

Активная речь

Понимание речи

1 год

3месяца

Словарный запас - 6-10 слов.

Понимает простую

инструкцию без жестов (дай куклу, ешь кашу и т.п.) Показывает предметы на сюжетных картинках.

1 год

6 месяцев

Показывает 1 из частей тела, словарный запас – 7 – 20 слов.

Узнает предметы на картинках, пытается называть (в переделах своего словарного запаса)

1 год

9 месяцев

Показывает три части тела. Появляется фраза из 2 слов.

Словарный запас около 27 слов. Появляются около 5 названий действий («ди», «бух»).

В слове воспроизводится один слог (ударный) или два одинаковых:

га-га, ту-ту.

Воспроизводит  двусложные слова, в трехсложных один слог пропускает. Ближе к 2 годам исполъзует глаголы («писи», «ниси», «ди», «дай»).

Понимает обозначаемые на картинках действия.

Выполняет инструкции типа: «покажи, кто спит», «кто сидит».

Выполняет двухступенчатые инструкции («Пойди в кухню и принеси чашку»)

Понимает значение предлогов в привычной конкретной ситуации («На чем ты сидишь?»)

Прислушивается к словам и понимает их значение. Любит, когда ему читают.

2 года

Показывает 5 частей тела.

Знает около 50 слов ( в т.ч. «да, «нет», «еще»).

Появляются прилагательные.

Предложения из 2- 3 слов.

Согласуются предметы и действия («машина едет», «я хочу»)

    Развитие детской речи

                                          от 2 до 6 лет

Возраст

Активная речь

Понимание речи

2года

6 месяцев

Происходит быстрое увеличение словарного запаса.

Адекватно использует

местоимения я, ты, мне.

 Использует предложения из 2-3 - 4 слов, сложные бессоюзные предложения. Повторяет две цифры «один», "два" в правильной последовательности, имеет представление о числе «один». Употребляет уменьшительно-ласкательные формы слов.

Появляются суффиксы.

Понимает прочитанные

короткие рассказы и сказки

 (с опорой на картинку, а потом и без нее).

3 года

Словарный запас - более 500 слов. Предложения из 3 и более слов. Использует множественное число существительных и глаголов.

Называет свое имя, пол, возраст. Понимает значение простых предлогов (выполняет задания типа: «положи кубик

под чашку / в коробку»).

Часто задает взрослым вопросы.

Говоря, рассказывает свои впечатления, мысли.

Договаривает звуки, слоги, слова при чтении. Называет цвета, формы предметов.

Понимает

сложноподчиненные

предложения («Когда мы

придем домой, я буду ...»).

Понимает Вопросы типа:

«Что у тебя в руках?».

Слушает объяснения «как»

и «почему». Выполняет

двухступенчатую

инструкцию («Сначала

вымоем руки, затем будем

обедать»). Понимает

значение простых

предлогов и множественного

числа.

3-4 года

Словарь около 1500 сло8.

Говорит предложениями из 4-5

слов. Начинает употреблять

сложные предложения. Использует выражения типа: «Я думаю, что ...», «я надеюсь, что ...». Задает много вопросов, использует слова «Кто?» и «Почему?» Правильно употребляет глаголы в прошедшем времени.

Понимает сложноподчиненные предложения, значения предлогов вне конкретной привычной ситуации. Слушает длинные сказки и рассказы. Выполняет просьбы и команды, даже если нужный предмет не находится в поле зрения.

4-5 лет

Словарь около 3000 слов.

Пользуется предложениями из 5- 6 слов; всеми типами предложений, в том числе и сложными.

Пользуется  прошедшим, настоящим и будущим временем.

Знает простые антонимы (большой, маленький, твердый - мягкий).  

Знает назначение предметов и может сказать, из чего они сделаны.

Умеет пересказывать.

Правильно произносит практически все звуки.

Считает до 10.

Знает свой адрес.

Определяет право-лево

у себя, но не у других.

Выполняет словесные

задания с предлогами

 «сзади», «между»,

 «рядом», «к» и т.п.

Понимает условное

предложение со словом

 «если». Понимает

грамматическую форму

предложений типа:

 «Картина была нарисована Машей».

6 лет

Словарь около 4000 слов.

Пользуется сложными предложениями. Употребляет все части речи.

Использует абстрактные и отвлеченные понятия.

Умеет рассказывать и пересказывать, пытается выразить свое отношение к рассказываемому.

Все звуки произносит правильно. Различает и дифференцирует звуки речи на слух и в произношении.

Может пересказать события прошедшего дня, рассказа, мультфильма.

Советы родителям по развитию правильной речи детей

  1. С самых первых дней  много разговаривайте с ребенком, вызывайте его на "разговор" и отвечайте на любые попытки спокойного общения со стороны ребенка.

Помните:

маленькие дети обучаются путем подражания матери, наблюдения за ней и общения с нею.

  1. Следите за развитием речи своего ребенка.

     Если вы увидели, что что-то не так – обратитесь к специалисту.

    В первую очередь необходимо посетить лор-врача, чтобы проверить состояние слуха у ребенка.  Если слух развит нормально, то следующий на очереди специалист - невропатолог или психолог. Он поможет разобраться, действительно ли имеется задержка в развитии речи или перед нами вариант индивидуальной нормы.

  1. Если установлена задержка развития речи и ее причины, то стоит начать заниматься с ребенком. Если причина ее лежит скорее в области здоровья, то занимаются осторожно, не форсируя события (особенно если ребенку еще не исполнилось 2,5 года) и стараясь не вызвать у ребенка негативной реакции. Если речь идет скорее о факторах среды, то можно действовать смелее и решительнее, по возможности вовлекая в процесс всех членов семьи.
  2. Все занятия с ребенком дошкольного возраста проходят в форме игры.

    Игры родителям может порекомендовать психолог или логопед, но       можно придумать их самостоятельно, исходя из индивидуальных особенностей ребенка.

В заключение хотелось бы предостеречь родителей от чересчур легкомысленного отношения к задержке развития речи.

Несмотря на большие индивидуальные вариации, существуют вышеописанные нормативы, и если развитие ребенка существенно отклоняется от них, то это повод для начала серьезной и кропотливой работы. И чем раньше она начата, тем лучше результаты.

Установлено, что если к пяти годам речь ребенка развита хуже, чем у его сверстников, то в 80% случаев это отставание "переползает" в школу и превращается в то или иное нарушение школьных навыков, в первую очередь отражаясь, как правило, на успеваемости по письму и чтению, а в дальнейшем - по русскому языку и всем устным гуманитарным предметам.

                                                         Успехов Вам в развитии Ваших детей!

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.