Новости проекта
Конкурс продлен! Принимайте участие!
Поздравляем с Днем учителя!
Отвечаем на ваши вопросы!
Домашнее задание на контроле!
Голосование
Какие мероприятия вам больше нравятся:
Всего 32 человека
Голосование
Нравится ли вам участвовать в школьных субботних мероприятиях?
Всего 36 человек
Голосование
По каким причинам Вы чаще всего болеете?
Всего 106 человек

Консультация для родителей "Учимся слышать звуки и правильно их произносить"

Дата: 10 октября 2014 в 11:57, Обновлено 30 сентября в 16:31
Автор: Купцов Д. Н.

Консультация для родителей

ВОЗРАСТНЫЕ НОРМЫ

РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

        

Формирование звуковой стороны речи в норме

Одним из необходимых качеств полноценной устной речи является правильное произношение всех речевых звуков, которые появляются у детей в разные возрастные периоды.

На первом году жизни из-за несовершенства речевых органов ребенок может правильно произносить только лишь простые по артикуляции звуки. К ним относятся гласные А, О, Э и согласные П, Б, М. Именно из этих звуков и состоят первые слова ребенка: «мама», «папа», «баба». К концу года у малыша появляются и первые упрощенные слова: «кис-кис», «дай».

К двум-трем годам ребенком усваиваются и другие простые звуки, не требующие особенно тонких движений губ и языка. Это гласные И, Ы, У и согласные Ф, В, Т, Д, Н, К, Г, Х, Й.

На четвертом году жизни у детей в норме появляются такие звуки, как С,З,Ц,Ш,Ж,Ч,Щ. В это время допускается смягчение отдельных звуков речи. Звуки с, з, ш, ж могут произносится недостаточно четко, пропускаться, заменяться звуками т, д, ф, в. Звуки ч, щ заменяются на ть, ц, сь («чайка» – «тяйка», «щётка» – «сётка»).

В 5 лет вышеперечисленные звуки произносятся уже четко, могут лишь возникать ошибки в их произнесении в трудных, малознакомых словах. Недостаточно сформированными  в этом возрасте могут являться сонорные звуки (л,р,рь)

К 6 годам в условиях правильного речевого воспитания и при отсутствии органических нарушений центрального и периферического речевого аппарата дети правильно пользуются в самостоятельной речи всеми звуками родного языка.

Возраст ребенка

Звуки, появившиеся в речи

1 год – 1,5 года

б, к, т, в, ф

1,5 года – 2 года 5 мес.

с, сь, з, зь, й, ль

2 года 8 мес. – 3 года 5 мес.

ш, ж, щ

4 года – 4 года 6 мес.

ц, ч, л

4 года 6 мес. – 5 лет

р, рь

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОЙ РЕЧИ

      

Период от 0 до 1 года

Возраст

Основные показатели

Понимание речи

1 месяц

Рефлекторный крик и рефлекторные звуки,

сопровождающие потребности ребенка (в еде, смене пеленок, боли и т.п.). В крике преобладают гласные звуки, имеющие носовой оттенок. Реакция сосредоточения на речевом общении.

2 месяца

Улыбка при общении со взрослым.

3 месяца

Комплекс оживления при общении со взрослым, гуление (произнесение гласных звуков, близких к  а, ы, у, возможно сочетание с согласным г, например,« у-у-у» или «гу-у-у»

Прислушивается к

голосу. Адекватно

реагирует на

интонацию. Узнает

знакомые голоса.

4 месяца

Дифференцированность комплекса оживления (разная реакция на разных знакомых людей, например, папу и маму; на

незнакомых людей реакция пока отсутствует), смех.

5 месяцев

Дифференциация направления звука: ищет источник звука и сосредотачивает на нём

внимание (например, на лице говорящего). Начинает распознавать неречевые звуки (шум машины, лай собаки). Певучее гуление.

6 месяцев

Лепет (многократное повторение слогов: «ба-ба-ба», «ма-ма-ма»).

7 месяцев

Готовность к совместной игровой деятельности. Ориентация на звучащую игрушку.

Понимает отдельные

инструкции

в конкретной ситуации

и подчиняется

некоторым словесным

командам (поцелуй

маму, Дай ручку,

нельзя и т.п.).

8 месяцев

Реакция на незнакомое лицо. Лепет сводится к «лепетным словам»,(уже не многократное повторение, а два открытых слога: «ба-ба», «па-па»). Однако ребенок пока не соотносит

произносимые слова с людьми или предметами.

9 месяцев

Общение с помощью жестов, игра в «Ладушки».

10 месяцев

Использование 1-2 «лепетных слов», понятных при соотнесении с ситуацией.

Ситуационное понимание обращенной

речи. Понимание

названий отдельных

предметов.

11 месяцев

Использование 3 «лепетных слов» с соотнесением с ситуацией.

1год

Использование 3-4 «лепетных слов». Понимание простой инструкции (дай мяч, иди к маме), дополняемой жестом.

Подражание звукам речи взрослых, голосам животных и звукам разных предметов. Появление двусложных слов, состоящих из

одинаковых слогов: «мама», «дядя».

Знает, как его зовут. С удовольствием смеется.

После года может

показать предметы на сюжетных картинках

(Картинка:

Мальчик кушает.

Вопрос: «Где ложка?»).

Понимает слово

«НЕТ»

  Развитие детской речи от 1 года до 2 лет

Возраст

Активная речь

Понимание речи

1 год

3месяца

Словарный запас - 6-10 слов.

Понимает простую

инструкцию без жестов (дай куклу, ешь кашу и т.п.) Показывает предметы на сюжетных картинках.

1 год

6 месяцев

Показывает 1 из частей тела, словарный запас – 7 – 20 слов.

Узнает предметы на картинках, пытается называть (в переделах своего словарного запаса)

1 год

9 месяцев

Показывает три части тела. Появляется фраза из 2 слов.

Словарный запас около 27 слов. Появляются около 5 названий действий («ди», «бух»).

В слове воспроизводится один слог (ударный) или два одинаковых:

га-га, ту-ту.

Воспроизводит  двусложные слова, в трехсложных один слог пропускает. Ближе к 2 годам исполъзует глаголы («писи», «ниси», «ди», «дай»).

Понимает обозначаемые на картинках действия.

Выполняет инструкции типа: «покажи, кто спит», «кто сидит».

Выполняет двухступенчатые инструкции («Пойди в кухню и принеси чашку»)

Понимает значение предлогов в привычной конкретной ситуации («На чем ты сидишь?»)

Прислушивается к словам и понимает их значение. Любит, когда ему читают.

2 года

Показывает 5 частей тела.

Знает около 50 слов ( в т.ч. «да, «нет», «еще»).

Появляются прилагательные.

Предложения из 2- 3 слов.

Согласуются предметы и действия («машина едет», «я хочу»)

    Развитие детской речи

                                          от 2 до 6 лет

Возраст

Активная речь

Понимание речи

2года

6 месяцев

Происходит быстрое увеличение словарного запаса.

Адекватно использует

местоимения я, ты, мне.

 Использует предложения из 2-3 - 4 слов, сложные бессоюзные предложения. Повторяет две цифры «один», "два" в правильной последовательности, имеет представление о числе «один». Употребляет уменьшительно-ласкательные формы слов.

Появляются суффиксы.

Понимает прочитанные

короткие рассказы и сказки

 (с опорой на картинку, а потом и без нее).

3 года

Словарный запас - более 500 слов. Предложения из 3 и более слов. Использует множественное число существительных и глаголов.

Называет свое имя, пол, возраст. Понимает значение простых предлогов (выполняет задания типа: «положи кубик

под чашку / в коробку»).

Часто задает взрослым вопросы.

Говоря, рассказывает свои впечатления, мысли.

Договаривает звуки, слоги, слова при чтении. Называет цвета, формы предметов.

Понимает

сложноподчиненные

предложения («Когда мы

придем домой, я буду ...»).

Понимает Вопросы типа:

«Что у тебя в руках?».

Слушает объяснения «как»

и «почему». Выполняет

двухступенчатую

инструкцию («Сначала

вымоем руки, затем будем

обедать»). Понимает

значение простых

предлогов и множественного

числа.

3-4 года

Словарь около 1500 сло8.

Говорит предложениями из 4-5

слов. Начинает употреблять

сложные предложения. Использует выражения типа: «Я думаю, что ...», «я надеюсь, что ...». Задает много вопросов, использует слова «Кто?» и «Почему?» Правильно употребляет глаголы в прошедшем времени.

Понимает сложноподчиненные предложения, значения предлогов вне конкретной привычной ситуации. Слушает длинные сказки и рассказы. Выполняет просьбы и команды, даже если нужный предмет не находится в поле зрения.

4-5 лет

Словарь около 3000 слов.

Пользуется предложениями из 5- 6 слов; всеми типами предложений, в том числе и сложными.

Пользуется  прошедшим, настоящим и будущим временем.

Знает простые антонимы (большой, маленький, твердый - мягкий).  

Знает назначение предметов и может сказать, из чего они сделаны.

Умеет пересказывать.

Правильно произносит практически все звуки.

Считает до 10.

Знает свой адрес.

Определяет право-лево

у себя, но не у других.

Выполняет словесные

задания с предлогами

 «сзади», «между»,

 «рядом», «к» и т.п.

Понимает условное

предложение со словом

 «если». Понимает

грамматическую форму

предложений типа:

 «Картина была нарисована Машей».

6 лет

Словарь около 4000 слов.

Пользуется сложными предложениями. Употребляет все части речи.

Использует абстрактные и отвлеченные понятия.

Умеет рассказывать и пересказывать, пытается выразить свое отношение к рассказываемому.

Все звуки произносит правильно. Различает и дифференцирует звуки речи на слух и в произношении.

Может пересказать события прошедшего дня, рассказа, мультфильма.

Советы родителям по развитию правильной речи детей

  1. С самых первых дней  много разговаривайте с ребенком, вызывайте его на "разговор" и отвечайте на любые попытки спокойного общения со стороны ребенка.

Помните:

маленькие дети обучаются путем подражания матери, наблюдения за ней и общения с нею.

  1. Следите за развитием речи своего ребенка.

     Если вы увидели, что что-то не так – обратитесь к специалисту.

    В первую очередь необходимо посетить лор-врача, чтобы проверить состояние слуха у ребенка.  Если слух развит нормально, то следующий на очереди специалист - невропатолог или психолог. Он поможет разобраться, действительно ли имеется задержка в развитии речи или перед нами вариант индивидуальной нормы.

  1. Если установлена задержка развития речи и ее причины, то стоит начать заниматься с ребенком. Если причина ее лежит скорее в области здоровья, то занимаются осторожно, не форсируя события (особенно если ребенку еще не исполнилось 2,5 года) и стараясь не вызвать у ребенка негативной реакции. Если речь идет скорее о факторах среды, то можно действовать смелее и решительнее, по возможности вовлекая в процесс всех членов семьи.
  2. Все занятия с ребенком дошкольного возраста проходят в форме игры.

    Игры родителям может порекомендовать психолог или логопед, но       можно придумать их самостоятельно, исходя из индивидуальных особенностей ребенка.

В заключение хотелось бы предостеречь родителей от чересчур легкомысленного отношения к задержке развития речи.

Несмотря на большие индивидуальные вариации, существуют вышеописанные нормативы, и если развитие ребенка существенно отклоняется от них, то это повод для начала серьезной и кропотливой работы. И чем раньше она начата, тем лучше результаты.

Установлено, что если к пяти годам речь ребенка развита хуже, чем у его сверстников, то в 80% случаев это отставание "переползает" в школу и превращается в то или иное нарушение школьных навыков, в первую очередь отражаясь, как правило, на успеваемости по письму и чтению, а в дальнейшем - по русскому языку и всем устным гуманитарным предметам.

                                                         Успехов Вам в развитии Ваших детей!

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.