Новости проекта
Отвечаем на ваши вопросы!
Важные моменты в Инструктивно-методическом письме
Новинка! Отчеты по ведению электронного журнала
Конкурс продолжается!
Голосование
Какие мероприятия вам больше нравятся:
Всего 53 человека
Голосование
Нравится ли вам участвовать в школьных субботних мероприятиях?
Всего 61 человек
Голосование
По каким причинам Вы чаще всего болеете?
Всего 128 человек

Консультация для родителей "Учимся слышать звуки и правильно их произносить"

Дата: 10 октября 2014 в 11:57, Обновлено 6 января в 14:11
Автор: Купцов Д. Н.

Консультация для родителей

ВОЗРАСТНЫЕ НОРМЫ

РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

        

Формирование звуковой стороны речи в норме

Одним из необходимых качеств полноценной устной речи является правильное произношение всех речевых звуков, которые появляются у детей в разные возрастные периоды.

На первом году жизни из-за несовершенства речевых органов ребенок может правильно произносить только лишь простые по артикуляции звуки. К ним относятся гласные А, О, Э и согласные П, Б, М. Именно из этих звуков и состоят первые слова ребенка: «мама», «папа», «баба». К концу года у малыша появляются и первые упрощенные слова: «кис-кис», «дай».

К двум-трем годам ребенком усваиваются и другие простые звуки, не требующие особенно тонких движений губ и языка. Это гласные И, Ы, У и согласные Ф, В, Т, Д, Н, К, Г, Х, Й.

На четвертом году жизни у детей в норме появляются такие звуки, как С,З,Ц,Ш,Ж,Ч,Щ. В это время допускается смягчение отдельных звуков речи. Звуки с, з, ш, ж могут произносится недостаточно четко, пропускаться, заменяться звуками т, д, ф, в. Звуки ч, щ заменяются на ть, ц, сь («чайка» – «тяйка», «щётка» – «сётка»).

В 5 лет вышеперечисленные звуки произносятся уже четко, могут лишь возникать ошибки в их произнесении в трудных, малознакомых словах. Недостаточно сформированными  в этом возрасте могут являться сонорные звуки (л,р,рь)

К 6 годам в условиях правильного речевого воспитания и при отсутствии органических нарушений центрального и периферического речевого аппарата дети правильно пользуются в самостоятельной речи всеми звуками родного языка.

Возраст ребенка

Звуки, появившиеся в речи

1 год – 1,5 года

б, к, т, в, ф

1,5 года – 2 года 5 мес.

с, сь, з, зь, й, ль

2 года 8 мес. – 3 года 5 мес.

ш, ж, щ

4 года – 4 года 6 мес.

ц, ч, л

4 года 6 мес. – 5 лет

р, рь

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОЙ РЕЧИ

      

Период от 0 до 1 года

Возраст

Основные показатели

Понимание речи

1 месяц

Рефлекторный крик и рефлекторные звуки,

сопровождающие потребности ребенка (в еде, смене пеленок, боли и т.п.). В крике преобладают гласные звуки, имеющие носовой оттенок. Реакция сосредоточения на речевом общении.

2 месяца

Улыбка при общении со взрослым.

3 месяца

Комплекс оживления при общении со взрослым, гуление (произнесение гласных звуков, близких к  а, ы, у, возможно сочетание с согласным г, например,« у-у-у» или «гу-у-у»

Прислушивается к

голосу. Адекватно

реагирует на

интонацию. Узнает

знакомые голоса.

4 месяца

Дифференцированность комплекса оживления (разная реакция на разных знакомых людей, например, папу и маму; на

незнакомых людей реакция пока отсутствует), смех.

5 месяцев

Дифференциация направления звука: ищет источник звука и сосредотачивает на нём

внимание (например, на лице говорящего). Начинает распознавать неречевые звуки (шум машины, лай собаки). Певучее гуление.

6 месяцев

Лепет (многократное повторение слогов: «ба-ба-ба», «ма-ма-ма»).

7 месяцев

Готовность к совместной игровой деятельности. Ориентация на звучащую игрушку.

Понимает отдельные

инструкции

в конкретной ситуации

и подчиняется

некоторым словесным

командам (поцелуй

маму, Дай ручку,

нельзя и т.п.).

8 месяцев

Реакция на незнакомое лицо. Лепет сводится к «лепетным словам»,(уже не многократное повторение, а два открытых слога: «ба-ба», «па-па»). Однако ребенок пока не соотносит

произносимые слова с людьми или предметами.

9 месяцев

Общение с помощью жестов, игра в «Ладушки».

10 месяцев

Использование 1-2 «лепетных слов», понятных при соотнесении с ситуацией.

Ситуационное понимание обращенной

речи. Понимание

названий отдельных

предметов.

11 месяцев

Использование 3 «лепетных слов» с соотнесением с ситуацией.

1год

Использование 3-4 «лепетных слов». Понимание простой инструкции (дай мяч, иди к маме), дополняемой жестом.

Подражание звукам речи взрослых, голосам животных и звукам разных предметов. Появление двусложных слов, состоящих из

одинаковых слогов: «мама», «дядя».

Знает, как его зовут. С удовольствием смеется.

После года может

показать предметы на сюжетных картинках

(Картинка:

Мальчик кушает.

Вопрос: «Где ложка?»).

Понимает слово

«НЕТ»

  Развитие детской речи от 1 года до 2 лет

Возраст

Активная речь

Понимание речи

1 год

3месяца

Словарный запас - 6-10 слов.

Понимает простую

инструкцию без жестов (дай куклу, ешь кашу и т.п.) Показывает предметы на сюжетных картинках.

1 год

6 месяцев

Показывает 1 из частей тела, словарный запас – 7 – 20 слов.

Узнает предметы на картинках, пытается называть (в переделах своего словарного запаса)

1 год

9 месяцев

Показывает три части тела. Появляется фраза из 2 слов.

Словарный запас около 27 слов. Появляются около 5 названий действий («ди», «бух»).

В слове воспроизводится один слог (ударный) или два одинаковых:

га-га, ту-ту.

Воспроизводит  двусложные слова, в трехсложных один слог пропускает. Ближе к 2 годам исполъзует глаголы («писи», «ниси», «ди», «дай»).

Понимает обозначаемые на картинках действия.

Выполняет инструкции типа: «покажи, кто спит», «кто сидит».

Выполняет двухступенчатые инструкции («Пойди в кухню и принеси чашку»)

Понимает значение предлогов в привычной конкретной ситуации («На чем ты сидишь?»)

Прислушивается к словам и понимает их значение. Любит, когда ему читают.

2 года

Показывает 5 частей тела.

Знает около 50 слов ( в т.ч. «да, «нет», «еще»).

Появляются прилагательные.

Предложения из 2- 3 слов.

Согласуются предметы и действия («машина едет», «я хочу»)

    Развитие детской речи

                                          от 2 до 6 лет

Возраст

Активная речь

Понимание речи

2года

6 месяцев

Происходит быстрое увеличение словарного запаса.

Адекватно использует

местоимения я, ты, мне.

 Использует предложения из 2-3 - 4 слов, сложные бессоюзные предложения. Повторяет две цифры «один», "два" в правильной последовательности, имеет представление о числе «один». Употребляет уменьшительно-ласкательные формы слов.

Появляются суффиксы.

Понимает прочитанные

короткие рассказы и сказки

 (с опорой на картинку, а потом и без нее).

3 года

Словарный запас - более 500 слов. Предложения из 3 и более слов. Использует множественное число существительных и глаголов.

Называет свое имя, пол, возраст. Понимает значение простых предлогов (выполняет задания типа: «положи кубик

под чашку / в коробку»).

Часто задает взрослым вопросы.

Говоря, рассказывает свои впечатления, мысли.

Договаривает звуки, слоги, слова при чтении. Называет цвета, формы предметов.

Понимает

сложноподчиненные

предложения («Когда мы

придем домой, я буду ...»).

Понимает Вопросы типа:

«Что у тебя в руках?».

Слушает объяснения «как»

и «почему». Выполняет

двухступенчатую

инструкцию («Сначала

вымоем руки, затем будем

обедать»). Понимает

значение простых

предлогов и множественного

числа.

3-4 года

Словарь около 1500 сло8.

Говорит предложениями из 4-5

слов. Начинает употреблять

сложные предложения. Использует выражения типа: «Я думаю, что ...», «я надеюсь, что ...». Задает много вопросов, использует слова «Кто?» и «Почему?» Правильно употребляет глаголы в прошедшем времени.

Понимает сложноподчиненные предложения, значения предлогов вне конкретной привычной ситуации. Слушает длинные сказки и рассказы. Выполняет просьбы и команды, даже если нужный предмет не находится в поле зрения.

4-5 лет

Словарь около 3000 слов.

Пользуется предложениями из 5- 6 слов; всеми типами предложений, в том числе и сложными.

Пользуется  прошедшим, настоящим и будущим временем.

Знает простые антонимы (большой, маленький, твердый - мягкий).  

Знает назначение предметов и может сказать, из чего они сделаны.

Умеет пересказывать.

Правильно произносит практически все звуки.

Считает до 10.

Знает свой адрес.

Определяет право-лево

у себя, но не у других.

Выполняет словесные

задания с предлогами

 «сзади», «между»,

 «рядом», «к» и т.п.

Понимает условное

предложение со словом

 «если». Понимает

грамматическую форму

предложений типа:

 «Картина была нарисована Машей».

6 лет

Словарь около 4000 слов.

Пользуется сложными предложениями. Употребляет все части речи.

Использует абстрактные и отвлеченные понятия.

Умеет рассказывать и пересказывать, пытается выразить свое отношение к рассказываемому.

Все звуки произносит правильно. Различает и дифференцирует звуки речи на слух и в произношении.

Может пересказать события прошедшего дня, рассказа, мультфильма.

Советы родителям по развитию правильной речи детей

  1. С самых первых дней  много разговаривайте с ребенком, вызывайте его на "разговор" и отвечайте на любые попытки спокойного общения со стороны ребенка.

Помните:

маленькие дети обучаются путем подражания матери, наблюдения за ней и общения с нею.

  1. Следите за развитием речи своего ребенка.

     Если вы увидели, что что-то не так – обратитесь к специалисту.

    В первую очередь необходимо посетить лор-врача, чтобы проверить состояние слуха у ребенка.  Если слух развит нормально, то следующий на очереди специалист - невропатолог или психолог. Он поможет разобраться, действительно ли имеется задержка в развитии речи или перед нами вариант индивидуальной нормы.

  1. Если установлена задержка развития речи и ее причины, то стоит начать заниматься с ребенком. Если причина ее лежит скорее в области здоровья, то занимаются осторожно, не форсируя события (особенно если ребенку еще не исполнилось 2,5 года) и стараясь не вызвать у ребенка негативной реакции. Если речь идет скорее о факторах среды, то можно действовать смелее и решительнее, по возможности вовлекая в процесс всех членов семьи.
  2. Все занятия с ребенком дошкольного возраста проходят в форме игры.

    Игры родителям может порекомендовать психолог или логопед, но       можно придумать их самостоятельно, исходя из индивидуальных особенностей ребенка.

В заключение хотелось бы предостеречь родителей от чересчур легкомысленного отношения к задержке развития речи.

Несмотря на большие индивидуальные вариации, существуют вышеописанные нормативы, и если развитие ребенка существенно отклоняется от них, то это повод для начала серьезной и кропотливой работы. И чем раньше она начата, тем лучше результаты.

Установлено, что если к пяти годам речь ребенка развита хуже, чем у его сверстников, то в 80% случаев это отставание "переползает" в школу и превращается в то или иное нарушение школьных навыков, в первую очередь отражаясь, как правило, на успеваемости по письму и чтению, а в дальнейшем - по русскому языку и всем устным гуманитарным предметам.

                                                         Успехов Вам в развитии Ваших детей!

10 советов родителям леворукого ребенка

1. Взрослые не должны никогда, ни при каких обстоятельствах показывать леворукому ребенку негативное отношение к леворукости.

2. Старайтесь придерживаться единой тактики отношений с ребенком. Раздоры в семье и несогласованность требований родителей к ребенку всегда осложняют ситуацию.

3. Необходимо научиться внимательно наблюдать за своим ребенком, видеть и различать его состояния, знать причины его огорчений и радостей, понимать его проблемы, помогать ему их преодолевать.

4. Помните, что леворукость — индивидуальный вариант нормы, поэтому трудности, возникающие у левши, совсем не обязательно связаны с его леворукостью, такие же проблемы могут быть и у праворукого ребенка.

5. Не рекомендуется “пробовать” научить ребенка работать правой рукой, тем более настаивать на этом. Переучивание может привести к серьезным нарушениям здоровья.

6. Определить ведущую руку целесообразно в 4-4,5 года и не менять ее, даже если качество письма и рисования будет не очень удовлетворять вас.

7. Научите леворукого ребенка правильно сидеть за рабочим столом, правильно держать ручку, располагать тетрадь. Помните, свет при работе должен падать справа.

8. При обучении письму используйте “Прописи для леворуких детей”. Помните, методика безотрывного письма неприменима при обучении леворуких детей.

9. Не заставляйте леворукого ребенка читать, если он сам отказывается, даже если вы уверены, что он знает все буквы. Складывайте буквы из их элементов, пишите буквы, играйте с буквами — эта работа облегчит ребенку распознавание букв и процесс обучения чтению.

10. Ваш ребенок нуждается в особом внимании и подходе, но не потому, что он леворукий, а потому, что каждый ребенок уникален и неповторим. От вашего понимания, любви, терпения, умения вовремя помочь зависят успехи вашего малыша.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.