ПРАВИЛА ВНУТРЕННЕГО РАСПОРЯДКА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА №1Г.ВЕТКИ ИМЕНИ А.А.ГРОМЫКО»
1. Общие положения
1.1. В соответствии с Конституцией Республики Беларусь каждый гражданин Республики Беларусь имеет право на получение образования. Образовательный процесс в государственном учреждении образования «Средняя школа № 1 г. Ветки имени А.А.Громыко» (далее – Средняя школа № 1 г. Ветки имени А.А.Громыко) строится на основе принципов государственной политики в сфере образования, образовательных стандартов общего среднего образования, достижений в области науки и техники, педагогически обоснованном выбором форм, методов и средств обучения и воспитания, культурных традиций и ценностей белорусского народа, достижений мировой культуры, современных образовательных и информационных технологий.
1.2. Правила внутреннего распорядка для учащихся (далее - Правила) разработаны с целью совершенствования организации образовательного процесса, укрепления дисциплины учащихся, рационального использования ими учебного времени, повышения качества образования.
1.3. Внутренний распорядок - это регламент (порядок) выполнения учащимися своих обязанностей в рамках образовательного процесса под руководством и контролем администрации и педагогического коллектива школы. Внутренний распорядок для учащихся в Средней школе № 1 г. Ветки имени А.А.Громыко регулируется настоящими Правилами и другими локальными нормативными правовыми актами учреждения.
1.4. Правила разработаны на основе Кодекса Республики Беларусь об образовании (с изменениями и дополнениями) (далее - Кодекс),Государственного школьного стандарта и других нормативных правовых актов Республики Беларусь, регулирующих отношения в сфере общего среднего образования, а также Устава Средней школы № 1 г. Ветки имени А.А.Громыко.
1.5. Данные Правила обязательны для исполнения всеми учащимися школы и их законными представителями. Администрация, педагогические и иные работники Средней школы № 1 г. Ветки имени А.А.Громыко могут требовать выполнения обязанностей, а учащиеся школы должны выполнять обязанности в соответствии с требованиями настоящих Правил.
1.6. Учащимися государственного учреждения образования «Средняя школа № 1 г. Ветки имени А.А.Громыко» являются лица, осваивающие
содержание одного из видов образовательных программ общего среднего образования, образовательной программы дополнительного образования детей и молодёжи, образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования.
1.7. Вопросы, связанные с применением Правил, решаются директором учреждения в соответствии с законодательством Республики Беларусь и в пределах полномочий, предоставленных ему статьёй 25 Кодекса.
1.8. Изменения и дополнения в Правила могут вноситься директором по согласованию с советом школы в том случае, если они не противоречат действующему законодательству.
1.9. Правила вывешиваются в учреждении в месте, доступном для ознакомления учащихся и их законных представителей, а также размещаются на официальном интернет-сайте учреждения.
2. Порядок приёма, перевода и отчисления учащихся
2.1. Приём лица для получения общего среднего образования осуществляется на основании его заявления при предоставлении им свидетельства о рождении или документа, удостоверяющего личность (паспорта гражданина Республики Беларусь, вида на жительство в Республике Беларусь, удостоверения беженца) и медицинской справки о состоянии здоровья по форме, утверждённой Министерством здравоохранения Республики Беларусь. Заявление от имени несовершеннолетнего может быть подано его законным представителем.
2.2. В Среднюю школу № 1 г. Ветки имени А.А.Громыко за освоением образовательной программы общего среднего образования может обратиться каждый гражданин Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие вид на жительство в Республике Беларусь или удостоверение беженца.
2.3. В I класс принимаются лица, которым на 1 сентября соответствующего учебного года исполняется шесть лет или по желанию одного из законных представителей несовершеннолетнего лица с более позднего возраста.
По заявлению одного из законных представителей несовершеннолетнего лица при наличии решения педагогического совета допускается приём (зачисление) в I класс лица, которому шесть лет исполняется в текущем календарном году.
Дети, которые не проживают на территории микрорайона, закреплённого за учреждением, могут быть приняты при наличии свободных мест в порядке очерёдности подачи родителями (законными представителями) заявления.
Решение о зачислении детей в школу для обучения в 1 классе оформляется приказом директора учреждения не позднее 30 августа и доводится до сведения их законных представителей путем размещения на информационном стенде.
2.4. Приём в Среднюю школу № 1 г. Ветки имени А.А.Громыко в порядке перевода из других учреждений общего среднего образования для продолжения обучения в соответствующем классе на I и II ступенях общего среднего образования осуществляется на основании заявления родителей (законных представителей) ребёнка.
Для зачисления в учреждение в порядке перевода вместе с заявлением на имя директора предоставляют следующие документы:
личное дело учащегося;
справка о состоянии здоровья ребёнка, медицинская карта.
Решение о зачислении учащегося в учреждение в порядке перевода для обучения в соответствующем классе оформляется приказом директора в срок не позднее 3 дней со дня подачи заявления.
2.5. Приём в учреждение для освоения образовательной программы общего среднего образования на III ступени общего среднего образования осуществляется на основании заявления на имя директора и следующих документов:
свидетельства об общем базовом образовании;
справки об успеваемости, справки об обучении (академической справки) - для лиц, отчисленных из учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического или среднего специального образования;
справки о состоянии здоровья ребёнка, медицинской карты.
Решение о зачислении для обучения в соответствующем классе на III ступени общего среднего образования оформляется приказом директора не позднее 28 августа, а лиц, отчисленных из учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического или среднего специального образования, в срок не позднее 3 дней со дня подачи заявления и доводится до сведения их законных представителей.
2.6. Зачисление учащихся I–II классов в группы продленного дня и их отчисление из групп продленного дня осуществляется приказом директора на основании заявлений законных представителей учащихся.
2.7. Администрация учреждения не вправе препятствовать в переводе учащихся в другие учреждения общего среднего образования.
2.8. Учащиеся переводятся в следующий класс приказом директора по решению педагогического совета учреждения в порядке, определяемом Министерством образования Республики Беларусь.
Учащиеся, успешно освоившие содержание образовательной программы начального образования, продолжают обучение и воспитание на II ступени общего среднего образования.
2.9. Учащиеся, пропустившие более 45 учебных дней в течение учебного года по болезни или в связи с переездом на новое место жительства, могут быть оставлены на повторный год обучения по заявлению их законных представителей и решению педагогического совета школы.
2.10. Учащиеся отчисляются из учреждения приказом директора: в связи с получением образования; в соответствии со статьёй 68 Кодекса.
Решение об отчислении учащихся в связи с получением образования принимается педагогическим советом школы.
Решение об отчислении с III ступени общего среднего образования несовершеннолетнего учащегося за длительное отсутствие без уважительных причин на учебных занятиях в течение учебного года, систематическое неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, если ранее к нему применялись меры дисциплинарного воздействия, принимается директором после уведомления комиссии по делам несовершеннолетних Ветковского районного исполнительного комитета.
Досрочное прекращение образовательных отношений по инициативе Средней школы № 1 г. Ветки имени А.А.Громыко с несовершеннолетним учащимся, осваивающим содержание одного из видов образовательных программ общего среднего образования и не освоившим содержание образовательной программы общего базового образования, допускается только с согласия комиссии по делам несовершеннолетних Ветковского районного исполнительного комитета. Данный приказ об отчислении учащихся из учреждения оформляется с указанием основания, предусмотренного статьёй 68 Кодекса, доводится до сведения законных представителей учащихся, отдела образования, спорта и туризма Ветковского районного исполнительного комитета.
2.11. Перевод учащихся в следующий класс осуществляется в порядке, установленном Министерством образования Республики Беларусь.
3. Организация пропускного режима
3.1 Порядок пропуска учащихся в учреждение образования:
3.1.2 Начало занятий в учреждении образования на 1 смене в 8.00, на 2 смене в 13.30. Учащиеся обязаны прибыть в учреждение образования не позднее на 1 смене – 7.50, на 2 смене – 13.20.
3.1.3 В случае опоздания без уважительной причины учащиеся пропускаются в учреждение образования с разрешения дежурного администратора, классного руководителя.
3.1.4 Уходить из учреждения образования до окончания занятий обучающимся разрешается только с разрешения дежурного администратора.
-
-
- Выход учащихся из учреждения образования на занятия по физкультуре (на стадион), экскурсии осуществляется только в сопровождении учителя.
- Члены объединений по интересам и других групп для проведения внеклассных и внеурочных мероприятий допускаются в учреждение образования согласно расписанию занятий и при сопровождении учителя.
- Проход учащихся в учреждение образования на дополнительные занятия после уроков возможен по расписанию.
- Во время каникул учащиеся допускаются в учреждение образования согласно плану мероприятий на каникулах, утвержденному директором.
- В случае нарушения дисциплины или правил поведения учащиеся могут быть доставлены к классному руководителю или администрации учреждения образования.
- Порядок пропуска работников учреждения образования:
- Педагогическим работникам рекомендовано прибывать в учреждение образования не позднее, чем за 15 минут до начала образовательного процесса.
- В отдельных случаях, в соответствии с расписанием, утвержденным директором, занятия конкретного учителя могут начинаться не с первого урока (во всех случаях учитель обязан прийти в учреждение образования не позднее, чем за 15 минут до начала его первого урока).
-
4. Общие обязанности учащихся
Учащиеся учреждения обязаны:
4.1. соблюдать законодательство Республики Беларусь;
4.2. соблюдать пропускной режим школы.
4.3. являться на учебное занятие не позднее, чем за 10 минут до звонка на первый урок и не позднее, чем со звонком на другие уроки, с выполненным домашним заданием, необходимыми учебниками (учебными пособиями), тетрадями и др. материалами, необходимыми для урока. Верхняя одежда сдаётся учащимся в гардероб.
Учащиеся дежурного класса допускаются в здание учреждения образования в 7.30.
В случае опоздания, без уважительной причины обучающиеся пропускаются в учреждение образования с разрешения дежурного администратора.
Запрещается покидать учебные помещения без разрешения учителя до окончания учебного занятия. Уходить из учреждения образования до окончания занятий учащимся разрешается только на основании личного разрешения учителя или представителя администрации.
4.4. находясь в учреждении, соблюдать следующие требования к внешнему виду:
к повседневной форме одежды – деловой стиль отличительными элементами в одежде (фирменный галстук с эмблемой школы, значок с эмблемой школы, брошь с эмблемой школы);
использовать одежду для занятий физической культурой согласно санитарным нормам, специальную одежду на уроках трудового обучения, мероприятиях общественно полезного труда;
к форме одежды для уроков физической культуры и здоровья – спортивная одежда и обувь;
к форме одежды уроков трудового обучения – халат для мальчиков, фартук и косынка для девочек;
к форме дежурных в столовой − фартук и косынка.
В зимнее время в комплект одежды могут входить трикотажный свитер или жилет.
При посещении учащимися учебных занятий не допускаются:
спортивная одежда и обувь, предназначенные для занятий физической культурой и спортом;
вещи, имеющие яркие, вызывающие рисунки;
грязная, мятая (неопрятная) и иная одежда, не предназначенная для посещения учреждения образования;
верхняя одежда и головные уборы;
обилие бижутерии, наличие пирсинга, яркого экстравагантного макияжа и цвета волос, праздничных причесок и аксессуаров, отражающих символику музыкальных групп и различных направлений молодежной субкультуры и спортивных клубов.
Спорные вопросы, связанные с внешним видом учащегося, решает администрация учреждения образования.
4.5. добросовестно и ответственно относиться к освоению содержания учебных программ по учебным предметам, программ воспитания, своевременно и качественно выполнять домашние задания, общественные поручения;
4.6. заботиться о своем здоровье, безопасности и жизни окружающих, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию, самосовершенствованию;
4.7. уважать честь и достоинство других участников образовательного процесса;
4.8. бережно относиться к имуществу учреждения образования, поддерживать чистоту и порядок в учреждении образования и на его территории; бережно относиться к энергоресурсам, беречь тепло, электричество, воду;
4.9. заботиться о родителях, уважать права и интересы других граждан, быть вежливыми и дисциплинированными, заботиться о репутации учреждения;
4.10. достойно вести себя в школе и за её пределами;
4.11. с уважением относиться к национальной истории, культуре своего и других народов;
4.12. охранять природу; бережно относиться к окружающей среде, всем видам собственности;
4.13. не допускать причинения вреда своему здоровью и здоровью других лиц;
4.14. подчиняться решениям Совета школы, педагогического совета, совета по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, приказам и распоряжениям директора, заместителей директора, принятым в пределах их компетенции и не противоречащим законодательству Республики Беларусь;
4.15. готовиться к самостоятельной трудовой деятельности, выполнять требования педагогических и иных работников в области, отнесенной Уставом и Правилами к их компетенции;
4.16. выполнять требования Устава учреждения и настоящих Правил;
4.17. соблюдать рациональный режим дня и питания, правила личной и общественной гигиены, охраны зрения и слуха, физической культуры и здоровья, организации рабочего места ученика, профилактики инфекционных болезней, предупреждения формирования вредных привычек, несчастных случаев и т.д.
4.18. посещать классные и информационные часы;
4.19. участвовать в мероприятиях общественно полезного труда;
4.20. решать спорные и конфликтные вопросы на принципах взаимного уважения, с учетом мнения всех (других) участников спора, при необходимости обращаться за помощью к учителю, классному руководителю, специалистам социально-педагогической и психологической службы, администрации учреждения образования;
4.21. немедленно сообщать учителю (классному руководителю) или дежурному учителю (члену администрации) о получении микротравмы, травмы или ухудшении общего состояния своего здоровья на уроках, занятиях или при проведении мероприятий (внеклассных, внешкольных, спортивно-массовых, общественно полезного труда);
4.22. заблаговременно (накануне или за несколько дней) сообщать классному руководителю о планируемом посещении организации здравоохранения; в экстренных (незапланированных) случаях отсутствия на уроках незамедлительно сообщать классному руководителю о факте и причине своего отсутствия;
4.23. иметь на уроках необходимые учебные принадлежности;
4.24. иметь аккуратно и разборчиво подписанные рабочие тетради и тетради для контрольных работ по предметам;
4.25. аккуратно и разборчиво записывать в дневник расписание уроков на неделю вперед, в конце каждого урока – домашнее задание;
4.26. еженедельно сдавать дневник на проверку классному руководителю;
4.27. предоставлять дневник по первому требованию педагогического работника учреждения образования;
4.28. соблюдать правила поведения в библиотеке и правила пользования библиотечным фондом.
4.29. пользоваться мобильными телефонами соблюдая следующие требования:
ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ МОБИЛЬНЫМ ТЕЛЕФОНОМ в государственном учреждении образования «Средняя школа № 1 г. Ветки имени А.А.Громыко»:
в здании учреждения образования учащиеся обязаны ставить устройства мобильной связи (интернет-связи) в режим вибровызова или бесшумный режим.
во время проведения учебных, факультативных, стимулирующих, поддерживающих занятий, занятий в объединениях по интересам, внеклассных мероприятий устройства мобильной связи (интернет-связи) должны находиться в предназначенном приспособлении (коробке) в состоянии бесшумного режима.
пользоваться устройством мобильной связи (интернет-связи) во время учебных, факультативных, стимулирующих, поддерживающих занятий, занятий в объединениях по интересам, внеклассных мероприятий можно только с разрешения учителя.
пользоваться устройством мобильной связи (интернет-связи) в учреждении образования на перерывах между занятиями (звонить, отправлять сообщения) учащимся разрешено исключительно для оперативной связи с родителями (законными представителями), братьями (сестрами), иными близкими родственниками только в случаях безотлагательной необходимости.
в случае однократного нарушения правил пользования устройствами мобильной связи (интернет-связи), учащийся должен написать объяснительную записку с указанием причины нарушения настоящих Правил. Классным руководителем (учителем) учащемуся делается запись в дневник.
при повторном факте нарушения правил пользования устройствами мобильной связи (интернет-связи) производится изъятие телефона у учащегося. В учреждение образования приглашаются родители (законные представители), и после беседы с директором (членом администрации) им возвращается устройство мобильной связи (интернет-связи). На учащегося налагается взыскание, определяемое директором учреждения образования.
4.19. Учащимся в учреждении образования и на его территории категорически запрещается:
не выполнять требования педагогических работников;
курить, употреблять алкогольные (слабоалкогольные) напитки и пиво, токсические и наркотические вещества, использовать нецензурные выражения, опаздывать на учебные занятия без уважительных причин, наносить ущерб имуществу учреждения образования и других лиц;
приносить огнестрельное оружие любого вида, газовое оружие, боеприпасы любого вида или взрывчатые вещества (либо их имитаторы или муляжи), холодное оружие, колющие, рубящие, режущие предметы (либо их имитаторы или муляжи), химические, ядовитые, огнеопасные вещества, табачные изделия, электронные системы курения, жидкости для электронных систем курения, системы для потребления табака, спички, зажигалки, алкогольные, слабоалкогольные напитки или пиво, наркотические средства, психотропные вещества, их прекурсоры и аналоги, токсические или другие одурманивающие вещества и препараты, которые могут нанести вред имуществу и здоровью окружающих, а также принадлежности для азартных игр;
нарушать дисциплину в ходе образовательного процесса, применять физическую силу и оскорбления в отношении других его участников;
пропускать занятия без уважительных причин и своевременного информирования классного руководителя либо дежурного администратора с последующим предъявлением соответствующего документа классному руководителю;
пользоваться устройствами мобильной связи, интернет-связи, музыкальными колонками, игровыми устройствами во время образовательного процесса без разрешения педагогов;
пропагандировать, хранить и распространять посредством мобильной, интернет-связи информацию, содержащую жестокость, насилие;
проводить съемки во время проведения учебных занятий, классных часов, внеклассных мероприятий без разрешения администрации, классного руководителя, учителя-предметника;
разговаривать во время учебных занятий, выкрикивать нецензурные слова и выражения, отвлекаться самому и отвлекать других учащихся, мешать проведению учебного занятия;
употреблять во время учебных занятий пищу и напитки;
пересаживаться за другую парту без разрешения учителя;
в учебниках делать какие-либо записи, рисовать, вырывать из них страницы;
во время учебных занятий и перерывов между ними играть в азартные игры, проводить операции спекулятивного характера;
покидать учреждение образования до окончания учебных занятий без согласования с классным руководителем и (или) администрацией учреждения.
4.20 иные права и обязанности учащихся устанавливаются Кодексом Республики Беларусь об образовании, иными актами законодательства, учредительными документами и иными локальными нормативными правовыми актами учреждения образования.
5. Организация образовательного процесса
5.1. Учащиеся учреждения образования получают образование в дневной форме. Организация образовательного процесса осуществляется в соответствии с учебными планами и учебными программами, разрабатываемыми на основе образовательных стандартов общего среднего образования, и включает в себя теоретическое и практическое обучение, воспитательную работу, самостоятельную работу учащихся, аттестацию учащихся. Продолжительность учебного года устанавливается с 1 сентября до 1 июня. Структура учебного года устанавливается по четвертям.
Образовательный процесс при обучении на I, II и III ступенях общего среднего образования организуется в режиме шестидневной школьной недели, включающей пятидневную учебную неделю и один день для проведения с учащимися физкультурно-оздоровительных, спортивно-массовых и других воспитательных мероприятий, организации трудового обучения. В IX - XI классах в шестой школьный день могут проводиться факультативные занятия.
Основной формой организации образовательного процесса является учебное занятие (урок, наблюдение, экскурсия и иное занятие). Учебные занятия в учреждении проводятся в две смены. Во вторую смену образовательный процесс организован для 3-их, 4-ых, 6-ых, 7-ых, 8-ых классов. Ежедневное количество учебных занятий в и их последовательность устанавливается расписанием учебных занятий, которое составляется с учётом требований санитарных норм, правил и гигиенических нормативов и утверждается директором. Все учебные занятия являются обязательными для посещения учащимися соответствующих классов.
5.2. Освобождение учащихся от уроков и обязательных факультативных занятий допускается по заявлению его законных представителей либо для участия в мероприятиях, установленных планом работы учреждения по приказу директора.
5.3. Факультативные занятия, стимулирующие занятия, поддерживающие занятия, консультации, занятия по физической реабилитации, практика, учебно-полевые сборы проводятся в соответствии с расписанием, утверждённым директором. Факультативные занятия организуются при наличии письменных заявлений учащегося (его законных представителей).
Учебные достижения учащихся на факультативных занятиях оцениваются словесно на содержательно-оценочной основе без выставления отметок. Тетради на факультативных занятиях ведутся учащимися по указанию учителя.
5.4. Продолжительность учебных занятий и факультативных, стимулирующих и поддерживающих занятий для 5-11 классов составляет 40 минут; для 1 - 4 классов – 35 минут.
В течение уроков и факультативных (стимулирующих, поддерживающих) занятий учащиеся обязаны старательно овладевать знаниями, умениями и навыками, соблюдать порядок и дисциплину, правила по безопасному выполнению работ, правила пожарной безопасности, выполнять указания учителя по порядку осуществления учебной деятельности.
5.5. Продолжительность перерывов между уроками устанавливается расписанием, утверждаемым директором. Перерывы используются учащимися для отдыха, питания, повторения учебного материала в соответствии с требованиями санитарных норм, правил и гигиенических нормативов.
Во время перерывов в соответствии с приказом директора устанавливается дежурство учащихся по школе и кабинетам, которое осуществляется с соблюдением требований санитарных норм, правил и гигиенических нормативов.
5.6. Учащиеся должны соблюдать требования, установленные инструктивно-методическими документами Министерства образования Республики Беларусь, методическими рекомендациями по формированию культуры устной и письменной речи в части оформления тетрадей, дневников, выполнения устных и письменных классных и домашних работ.
Результаты учебной деятельности учащихся по учебным предметам оценивается при проведении текущей, промежуточной, а на II и III ступенях также итоговой аттестации. Результаты аттестации оцениваются отметкой в баллах, за исключением учащихся I и II классов. Аттестация учащихся I и II классов, а также учащихся III и IV классов по учебным предметам «Физическая культура и здоровье», «Музыка», «Изобразительное искусство», «Трудовое обучение» осуществляется на содержательно-оценочной основе, которая предполагает словесную оценку учебных достижений учащихся без выставления отметок в баллах.
При проведении промежуточной и итоговой аттестации учащихся I - XI классов осуществляется оценка поведения учащихся, которая выражается характеристиками «примерное», «удовлетворительное», «неудовлетворительное». Оценка осуществляется классным руководителем на основании критериев, определённых Министерством образования Республики Беларусь.
По указанию учителя учащийся предъявляет для проверки тетрадь и дневник для выставления отметок и внесения замечаний. Учащиеся обязаны еженедельно знакомить своих родителей с записями в дневнике.
5.7. В IX и XI классах в ходе итоговой аттестации проводятся выпускные экзамены, перечень и форма которых устанавливаются Министерством образования Республики Беларусь. Расписание экзаменов утверждается директором и доводится до сведения участников образовательного процесса не позднее, чем за 10 дней до их начала. Учащиеся обязаны являться на выпускной экзамен не позднее, чем за 20 минут до его начала, соблюдать во время его проведения дисциплину и порядок, выполнять задания и готовиться к ответу самостоятельно, использовать только материалы, разрешённые Правилами проведения аттестации учащихся, утверждёнными Министерством образования Республики Беларусь.
5.8. Все виды работ выполняются учащимися на учебном занятии в соответствии с указаниями учителя, требованиями инструкций по охране труда и технике безопасности.
Учащиеся должны выполнять лабораторные и практические работы на закрепленном за ними учебном месте, не загромождать его посторонними предметами. Переход на другое место без разрешения учителя не допускается. Нахождение учащихся в лаборатории без учителя или лаборанта запрещается. Приступать к выполнению лабораторной и практической работы учащиеся могут только с разрешения учителя. Перед выполнением лабораторной и практической работы учащийся обязан изучить методику и требования по ее безопасному выполнению.
5.9. Воспитание учащихся в учреждении осуществляется в соответствии с программами и планами воспитательной работы, утверждёнными директором школы, в ходе образовательного процесса, реализации программ дополнительного образования детей и молодёжи.
Основной формой организации образовательного процесса при реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодёжи является занятие. Образовательный процесс при этом осуществляется в объединениях по интересам.
Объединения по интересам создаются на основе общего интереса к конкретному направлению деятельности в соответствии с интересами учащихся, пожеланиями их законных представителей, а также с учётом возможностей учреждения.
Объединения по интересам формируются на основании заявлений учащихся (их законных представителей) на имя директора с учётом здоровья учащихся в соответствии с требованиями статьи 234 Кодекса.
Деятельность объединений по интересам осуществляется по расписанию, которое утверждается директором.
Во время занятий объединений по интересам учащиеся обязаны соблюдать правила охраны труда и технику безопасности, выполнять только те формы и виды деятельности, которые рекомендованы педагогом дополнительного образования, соблюдать порядок и дисциплину.
5.10. Для учащихся устанавливаются:
• осенние, зимние, весенние каникулы, а для учащихся
I и II классов - дополнительные каникулы (третья неделя февраля);
• летние каникулы – с 1 июня по 31 августа. Для учащихся, завершивших обучение на II ступени общего среднего образования, срок каникул устанавливается отдельно.
Во время каникул учащиеся посещают мероприятия в соответствии с годовым планом работы школы.
5.11. Учащиеся, пребывающие в режиме групп продленного дня (далее – ГПД), могут заниматься в объединениях по интересам, секциях, участвовать в конкурсах, смотрах, олимпиадах и других мероприятиях, как в учреждении, так и в учреждениях дополнительного образования детей и молодёжи. Обязательным для ГПД является трёхразовое питание.
5.12. Запрещается привлечение учащихся школы к выполнению работ (оказанию услуг), не предусмотренных содержанием образовательных программ общего среднего образования, годовым планом работы.
5.13. Время и порядок прохождения медицинских осмотров учащихся устанавливается приказом директора по согласованию с главным врачом поликлиники. Приказом директора утверждается порядок сопровождения учащихся на медосмотр.
5.14. Освобождение от учебных занятий учащихся, заболевших в течение учебного дня, осуществляется дежурным администратором с обязательным согласованием с законными представителями учащегося.
5.15. В середине каждого урока (кроме уроков физической культуры и здоровья, музыки) под руководством учителя проводятся физкультурные паузы, физкультминутки, комплексы упражнений по профилактике утомления органа зрения.
5.16. Двигательный режим учащихся обеспечивается системой следующих организованных форм физического воспитания:
уроки физической культуры;
физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня: подвижные перемены;
спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме шестидневной школьной недели.
самостоятельные занятия физическими упражнениями и подвижными играми в семье, на пришкольных и дворовых площадках, стадионах и в парках.
Учащиеся, не прошедшие медицинский осмотр, к занятиям по физической культуре не допускаются. Занятия с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к подготовительной группе, проводятся вместе с основной группой согласно рекомендациям врача.
Занятия с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной группе, проводятся отдельно от уроков физической культуры и здоровья и являются обязательными для посещения учащимися, зачисленными в эти группы.
Занятия с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к группе лечебной физкультуры (ЛФК), проводятся медицинским работником поликлиники и являются обязательными для посещения учащимися, зачисленными в эти группы.
5.17. К занятиям в спортивных секциях, участию в спортивных соревнованиях учащиеся допускаются с разрешения врача.
Учащиеся допускаются к трудовой деятельности только после прохождения медицинских осмотров и при отсутствии противопоказаний.
Общественно полезный труд учащихся во внеурочное время проводится не ранее чем через 30 мин после окончания уроков. Продолжительность общественно полезного труда и виды работ устанавливаются Санитарными нормами, правилами и гигиеническими нормативами.
5.18. Продолжительность непрерывного занятия, связанного с фиксацией взгляда непосредственно на ВДТ (планшеты, электронные книги и др.) не должна превышать:
для обучающихся I класса – 10 минут;
для обучающихся II–IV классов – 15 минут;
для обучающихся V–VII классов – 20 минут;
для обучающихся VIII–IX классов – 25 минут;
для обучающихся X–XI классов – 30 минут на первом занятии в расписании занятий и по 20 минут – на двух последующих занятиях.
С целью предупреждения переутомления в процессе практической работы на ВДТ, ПЭВМ под руководством учителя проводятся профилактические мероприятия: организованные перерывы (длительностью 3 минуты) для проведения физкультминуток, направленных на активацию дыхания, кровообращения, активный отдых группы мышц, задействованных при основной деятельности, и гимнастика для глаз.
5.19. В учреждении организован режим питания учащихся:
Во время посещения столовой учащиеся обязаны соблюдать правила личной гигиены, культуру питания, чистоту и порядок в помещении столовой. Устанавливается следующий порядок дежурства в столовой:
дежурные учащиеся класса;
дежурный администратор (координирует работу дежурных учащихся).
Питание учащихся I - IV классов организуется под наблюдением учителей начальных классов, воспитателей ГПД, V-XI классов –педагогического работника.
6. Порядок посещения учащимися учебных занятий.
6.1 Учебные занятия, классные и информационные часы проводятся по расписанию или в соответствии с графиком, утвержденным руководителем учреждения образования, и являются обязательными для посещения всеми учащимися.
6.1. При входе учителя в класс учащиеся встают в знак приветствия.
6.3. Выполнение требований учителя на уроке является для учащихся обязательным и безоговорочным.
6.4. В случае, если учащийся не выполняет требования учителя, нарушает дисциплину во время урока, учитель информирует об этом дежурного администратора и учащийся удаляется с урока в сопровождении дежурного администратора.
6.5. В случае, если требования учителя нарушают права учащегося, последний может проинформировать об этом дежурного администратора.
6.6. Дежурный администратор вызывает в учреждение образования законного представителя учащегося, а при необходимости – сотрудника территориального органа внутренних дел.
6.7. Дежурный администратор после изучения ситуации вправе разрешить учащемуся присутствовать на последующих уроках.
6.8. В случае, если законный представитель не прибывает в учреждение образования в краткие сроки, дежурный администратор вправе забрать учащегося с любого последующего урока для разбирательства по прибытии законного представителя в учреждение образования.
6.9. В случае невыполнения домашнего задания по какой-либо причине, учащийся до начала урока обязан сообщить об этом учителю.
6.10. Не позднее чем за 5 минут до начала урока каждый учащийся:
занимает место в учебном кабинете (классе), определенное классным руководителем;
готовит необходимые для работы на уроке учебники и учебные принадлежности;
ставит на бесшумный режим устройство мобильной связи (интернет-связи), кладет его в предназначенное для этого приспособление (коробку), которое может находиться на отдельно стоящем столе или столе учителя.
6.11. Учащийся, опоздавший на урок, обязан объяснить учителю причину опоздания.
6.12. Во время урока учащиеся внимательно слушают объяснения учителя и ответы других учащихся, не допуская комментариев и реплик с места.
6.13. При ответе на вопрос учителя учащийся встает. С разрешения учителя возможен ответ сидя.
6.14. О своей готовности к ответу либо о возникшем в ходе объяснения учителем материала вопросе учащийся информирует, поднимая руку.
6.15. Дополнения и исправления ответов других учащихся возможны только с разрешения учителя.
6.16. Во время проведения контрольных и самостоятельных работ учащийся выполняет их самостоятельно. Помощь других учащихся не допускается. Разрешается пользоваться только теми материалами, которые перечислены учителем. В случае нарушения этих правил, учитель имеет право изъять у учащегося работу и оценить только ту часть работы, которая выполнена учащимся самостоятельно.
6.17. Во время урока учащийся должен следить за своей осанкой.
Звонок об окончании урока дается для информирования учителя и учащихся об окончании занятия. Учащиеся покидают класс только с разрешения учителя.
6.18. Для занятий на уроках физической культуры и здоровья учащиеся переодеваются в спортивную форму.
6.19. По окончании урока учащиеся наводят порядок на рабочем месте, забирают свои устройства мобильной связи (интернет-связи).
6.20. В случае пропуска занятий по болезни, учащийся или законные представители информируют классного руководителя о причине отсутствия в устной форме.
6.21. В день выхода на занятия учащийся предъявляет пояснения об уважительности причины пропуска занятий.
Уважительной причиной считается:
болезнь учащегося, посещение врача (предоставляется соответствующая медицинская документация);
экстренные случаи в семье, требующие личного участия (подтверждаются заявлением законных представителей);
пропуск занятий по договоренности с администрацией (по письменному заявлению законных представителей);
участие в предметных олимпиадах, соревнованиях и других мероприятиях (определяется приказом учреждения образования).
7. Дежурство учащихся.
7.1. В учреждении образования из числа учащихся VII-XI классов назначаются дежурные, которые помогают дежурному администратору, дежурному учителю поддерживать дисциплину во время перемен, чистоту и порядок в школе.
7.2. В каждом классе назначается в соответствии с графиком дежурный по классу, который во время перемены помогает учителю подготовить класс к уроку: раздает учебные пособия и тетради учащихся, помогает подготовить к уроку иные учебно-методические пособия.
7.3. Из числа учащихся VII-X классов назначаются дежурные по столовой, которые перед раздачей пищи моют руки с мылом, надевают головные уборы, фартуки.
8. Порядок нахождения учащихся на перемене.
8.1. Перемена предназначена:
для перехода в другой кабинет (при необходимости) в соответствии с расписанием учебных занятий;
отдыха и физической разминки;
приема пищи;
проветривания класса, для чего учащимся необходимо выйти из класса;
подготовки к уроку, иное.
8.2. При движении по коридорам, лестницам, проходам учащимся необходимо придерживаться правой стороны.
8.3. Во время перерывов учащимся запрещается:
шуметь, мешать отдыхать другим, бегать по лестницам, вблизи оконных проемов и в других местах, не приспособленных для игр;
толкать друг друга, бросаться предметами и применять физическую силу для решения любого рода конфликтных ситуаций;
кататься в учреждении образования и на его территории на велосипедах, самокатах и других средствах передвижения;
употреблять непристойные выражения и жесты в адрес других учащихся, других лиц, запугивать, заниматься вымогательством. Нарушение данного пункта влечет за собой применение мер, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.
9. Порядок нахождения в местах массового пребывания.
9.1. Столовая.
9.1.1. В столовую учащиеся ходят организованно, в сопровождении учителя, который проводил урок.
9.1.2. Учащиеся соблюдают правила гигиены: входят в помещение столовой без верхней одежды, моют руки перед едой.
9.1.3. Учащиеся обслуживаются в порядке живой очереди, выполняют требования работников столовой, проявляют внимание и осторожность при получении и употреблении горячих и жидких блюд.
9.1.4. Употреблять блюда, напитки, продукты питания, полученные или приобретённые в столовой, буфете и принесенные с собой, разрешается только в столовой. Во время приема пищи учащиеся должны соблюдать культуру питания.
9.1.5. Каждый учащийся убирает за собой столовые принадлежности и посуду в специально отведенные места.
9.2. Спортивный зал.
9.2.1. Занятия в спортивном зале организуются в соответствии с расписанием его работы.
9.2.2. Посещение занятий в спортивном зале допускается только в спортивной форме и сменной обуви.
9.2.3. Запрещается находиться в спортивном зале без учителя, воспитателя группы продленного дня, иного педагогического работника.
9.2.4. Занятия во внеурочное время в спортивном зале организуются по расписанию спортивных секций.
9.3. Санитарные комнаты.
9.3.1. При пользовании санитарными комнатами учащиеся должны соблюдать чистоту и порядок, правила личной гигиены;
9.3.2. Запрещается задерживаться в санитарной комнате без надобности, а также сорить, курить, принимать пищу, напитки, бросать в раковины и унитазы посторонние предметы.
9.4. Гардероб.
9.4.1 По окончании занятий (учебных, факультативных, стимулирующих, поддерживающих, в объединениях по интересам), внеклассных мероприятий учащиеся под руководством учителя, проводившего занятия, идут в гардероб. Учащиеся в порядке очередности забирают свою одежду, соблюдая порядок и меры безопасности.
9.4.2. В случае обнаружения пропажи одежды или обуви, учащийся обязан сообщить о случившемся классному руководителю или дежурному администратору.
9.4.3. Учащиеся не оставляют в карманах верхней одежды ключи от дома, деньги, проездные документы, устройства связи (интернет связи) иные ценные вещи.
9.4.4. В случае обнаружения оставленных и (или) забытых кем-то в гардеробе вещей учащиеся передают их вахтеру или дежурному учителю.
10. Порядок посещения учащимися мероприятий во внеучебное время.
10.1. Учащимся запрещается опаздывать на мероприятия, проводимые во внеучебное время.
10.2. Присутствие на мероприятиях, проводимых во внеучебное время в учреждении образования, лиц, не обучающихся в этом учреждении образования, допустимо только с разрешения ответственного за проведение мероприятия (заместителя директора по воспитательной работе, дежурного администратора).
10.3. Учащиеся, присутствующие на мероприятиях, проводимых во внеучебное время в учреждении образования, и лица, не обучающиеся в этом учреждении образования, допущенные к участию в мероприятии, должны иметь опрятный внешний вид, соответствующий возрасту
макияж.
10.4. Не разрешается присутствие в верхней одежде и головных уборах на мероприятиях, проводимых в актовом, спортивном залах, иных помещениях учреждения образования.
10.5. Приход и уход с мероприятия осуществляется организованно, в порядке, установленном ответственным за проведение мероприятия.
10.6. Учащиеся обязаны соблюдать инструкции о мерах безопасности для учащихся, предусмотренные для конкретного мероприятия, и выполнять в полном объеме требования ответственного за проведение мероприятия.
10.7. К занятиям в спортивных секциях, участию в спортивных соревнованиях учащиеся допускаются с разрешения врача, к туристическим походам – с разрешения медицинского работника.
11. Требования к поведению учащихся во время туристических походов, экскурсий
11. Учащийся школы, участвующий в туристском походе, экскурсии, обязан:
11.1. соблюдать дисциплину, выполнять все указания руководителя туристского похода, экскурсии и его заместителя, не допускать самовольных уходов без разрешения руководителя туристского похода, экскурсии или его заместителя;
11.2. участвовать в подготовке и проведении туристского похода, экскурсии; в период подготовки к туристскому походу пройти медицинский осмотр, представить руководителю туристской группы оформленную в установленном порядке справку; ознакомиться с особенностями (опасностью туристского похода) и удостоверить полученную информацию своей подписью;
11.3. уважать местные традиции и обычаи, бережно относиться к природе, памятникам истории и культуры, к личному и групповому снаряжению;
11.4. своевременно информировать руководителя туристского похода, экскурсии или его заместителя об ухудшении состояния здоровья или травмировании.
12. Правила пользования библиотекой
12.1. Учащиеся учреждения записываются в библиотеку в индивидуальном порядке в соответствии со списками классов. При записи в библиотеку учащийся знакомится с правилами пользования библиотекой и подтверждает обязательство об их выполнении своей подписью в формуляре читателя. При записи в библиотеку учащийся обязан сообщить необходимые сведения для заполнения принятых библиотекой регистрационных документов.
12.2. На дом книги выдаются учащимся сроком на 15 дней. Количество экземпляров, выданных единовременно (не считая учебников), не должно превышать пяти. Учебная литература выдается учащимся на срок обучения в соответствии с программой (с обязательной перерегистрацией в конце учебного года). Литературные произведения, изучаемые по программе на уроках, выдаются на срок в соответствии с программой изучения.
12.3. Очередная выдача книг из фонда библиотеки учащимся производится только после возврата взятых им ранее, срок пользования которыми истек.
12.4. Редкие и ценные книги, альбомы, единственные экземпляры справочных изданий на дом не выдаются.
12.5. Число документов из фонда, выдаваемых для работы с ними в пределах библиотеки, не ограничивается.
12.6. При отчислении из учреждения учащийся обязан вернуть все числящиеся за ним документы из фонда в библиотеку.
12.7. Учащийся обязан:
12.7.1. возвращать взятые им документы из фонда в установленный библиотекой срок;
12.7.2. не выносить из помещения библиотеки документы без записи в принятых библиотекой формах учета;
12.7.3. бережно относиться к библиотечному фонду (не делать в книгах пометок, подчеркиваний, не вырывать и не загибать страницы и др.);
12.7.4. соблюдать в библиотеке тишину, не нарушать порядок расстановки книг на полках открытого доступа к фонду.
12.7.5. при получении документов из фонда тщательно их просмотреть и в случае обнаружения каких-либо дефектов сообщить об этом библиотекарю, который обязан сделать на них соответствующие пометки.
12.8. Учащийся, утерявший документ из фонда библиотеки или нанесший ему невосполнимый ущерб, обязан заменить его соответственно таким же (в том числе копией в переплете) или признанным библиотекой равнозначным. За утерю документа из фонда библиотеки или нанесение ему невосполнимого ущерба учащимся ответственность несут его законные представители.
12.9. Учащиеся, нарушившие правила пользования библиотекой, могут быть лишены права пользования на срок, установленный библиотекой. За особые нарушения, предусмотренные действующим законодательством, учащиеся несут иную ответственность.
13. Поощрения за успехи в обучении и воспитании
13.1. За успехи в обучении, примерное поведение, активное участие в общественной жизни класса и учреждения, высокие результаты в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях и другие достижения применяются следующие поощрения:
объявление благодарности;
награждение грамотой;
награждение ценным подарком;
занесение на Доску почета.
13.2. Решения о поощрении принимается администрацией школы и доводятся до сведения учащихся и их законных представителей, как правило, в торжественной обстановке.
13.3. Поощрение учащихся вышестоящими органами управления образования производится на основании представлений директора.
13.4. Выпускникам II ступени за отличные успехи в освоении образовательной программы и примерное поведение за период обучения на уровне общего базового образования выдается свидетельство об общем базовом образовании с отличием в установленном законодательством Республики Беларусь порядке.
13.5. Выпускники III ступени за отличные успехи в освоении образовательной программы и примерное поведение за период обучения на уровне общего среднего образования награждаются золотыми, серебряными медалями с вручением аттестата об общем среднем образовании особого образца, а за особые успехи в изучении отдельных предметов - похвальными листами в установленном законодательством Республики Беларусь порядке.
14. Ответственность учащихся
14.1. В случае нарушения дисциплины или правил поведения обучающиеся могут быть доставлены к дежурному учителю, классному руководителю или администрации учреждения образования для выяснения обстоятельств.
14.2. Основанием для привлечения учащегося к дисциплинарной ответственности является дисциплинарный проступок:
опоздание или неявка без уважительных причин на учебные занятия (занятия);
нарушение дисциплины в ходе образовательного процесса;
неисполнение без уважительных причин законного требования педагогического работника;
оскорбление участников образовательного процесса;
распространение информации, наносящей вред здоровью учащихся;
порча зданий, сооружений, оборудования или иного имущества школы;
несоблюдение (нарушение) требований законодательства о здравоохранении, пожарной безопасности;
распитие алкогольных напитков, слабоалкогольных напитков, пива, употребление наркотических средств, психотропных, токсических и других одурманивающих веществ в зданиях и на территории учреждения либо появление в зданиях и на территории школы в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;
курение (потребление) табачных изделий в зданиях и на территории школы;
иные противоправные действия (бездействие).
14.3. За совершение дисциплинарного проступка к учащимся старше 14 лет (для лиц с ОПФР - старше 17 лет) могут быть применены следующие меры дисциплинарного взыскания:
14.3.1. замечание;
14.3.2. выговор;
14.3.3.отчисление из школы на III ступени обучения в соответствии с пунктами 5.10−5.13, 5-16 статьи 68 Кодекса.
Досрочное прекращение образовательных отношений (отчисление) как мера дисциплинарного взыскания не применяется к учащемуся, не достигшему восемнадцати лет и не завершившему освоение содержания образовательной программы базового образования, образовательной программы среднего образования.
14.4 К учащимся младше 14 лет могут применяться меры педагогического воздействия: заслушивание учащегося и его законных представителей на заседании педагогического совета, совета по профилактике безнадзорности и правонарушений, объявление устного порицания на дисциплинарной линейке, классном собрании и др.
14.5. Замечание как мера дисциплинарного взыскания применятся за отдельные нарушения устава и Правил.
За грубые нарушения (курение, грубость по отношению к другим учащимся и работникам школы), а также за систематическое неисполнение учащимся без уважительных причин обязанностей, возложенных на него Уставом учреждения и Правилами, им может быть объявлен выговор.
Выговор объявляется также при повторном нарушении Устава школы и Правил учащимся, ранее получившим замечание.
Право выбора дисциплинарного взыскания принадлежит директору.
14.6. Учащийся в соответствии со статьёй 122 Кодекса обладает презумпцией невиновности. Поводом для привлечения учащегося к дисциплинарной ответственности могут служить сообщения местных исполнительных и распорядительных органов, правоохранительных органов, иных государственных органов и организаций, докладные записки педагогических и иных работников учреждения. До применения дисциплинарного взыскания директор обязан уведомить одного из законных представителей несовершеннолетнего учащегося о возможности привлечения их ребёнка к ответственности.
14.7. До применения дисциплинарного взыскания директор обязан затребовать от учащегося объяснение в письменной форме, которое учащийся вправе представить в течение пяти календарных дней. Отказ учащегося дать объяснение не может служить препятствием для применения дисциплинарного взыскания. Отказ учащегося от дачи объяснения оформляется актом, который подписывается тремя лицами из числа педагогических и иных работников.
14.8. Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения дисциплинарного проступка (не считая времени болезни учащегося).
14.9. За каждый проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.
14.10. При наложении дисциплинарного взыскания должна учитываться тяжесть проступка, обстоятельства, при которых он совершен, предшествующее поведение учащегося. Решение о применении меры дисциплинарного взыскания принимается на основе материалов, содержащих фактические доказательства совершения учащимся дисциплинарного проступка. При этом директор вправе, а по просьбе учащегося (его законных представителей) обязан лично заслушать объяснения учащегося, его заявления, жалобы.
14.11. Учащийся может быть привлечён к дисциплинарной ответственности не позднее одного месяца со дня обнаружения дисциплинарного проступка, не считая времени болезни учащегося, нахождения его на каникулах.
Дисциплинарное взыскание к несовершеннолетнему учащемуся применяется не ранее чем через семь календарных дней после направления уведомления одному из его законных представителей. Форма уведомления и порядок его направления устанавливается директором.
По истечении шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка мера дисциплинарного воздействия применяться не может.
14.12. Решение о применении меры дисциплинарного взыскания к учащемуся оформляется приказом директора. В приказе должны быть отражены сведения об учащемся, привлекаемом к ответственности, о совершённом дисциплинарном проступке, о его совершении по умыслу или по неосторожности, доказательства вины, мера дисциплинарного взыскания. Приказ о дисциплинарном взыскании объявляется учащемуся под роспись в течение трёх календарных дней без учёта времени болезни учащегося и его нахождения на каникулах. Учащийся, не ознакомленный с приказом о дисциплинарном взыскании, считается не имеющим дисциплинарного взыскания. Отказ учащегося от ознакомления с приказом оформляется актом, который подписывается тремя лицами из числа педагогических и иных работников. Приказ в необходимых случаях доводится до сведения коллектива учащихся класса, параллели, школы.
В течение пяти календарных дней со дня привлечения несовершеннолетнего учащегося к дисциплинарной ответственности один из его законных представителей должен быть проинформирован об этом в письменной форме. Форма и порядок уведомления устанавливаются директором.
Сведения о привлечении к дисциплинарной ответственности заносятся в личное дело учащегося.
14.13. Учащийся (лицо, отчисленное из учреждения; законный представитель) может обжаловать решение о применении к нему меры дисциплинарного взыскания в отделе образования, спорта и туризма Ветковского районного исполнительного комитета либо суд в течение одного месяца со дня издания приказа.
14.14. Если в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания учащийся не подвергнут новому дисциплинарному взысканию, он считается не привлекавшимся к дисциплинарной ответственности. При этом дисциплинарное взыскание погашается автоматически без издания приказа.
Дисциплинарное взыскание может быть снято директором досрочно до истечения годичного срока по собственной инициативе, ходатайству классного руководителя, детских общественных объединений, органов ученического самоуправления или иного органа самоуправления учреждения (совета, педагогического, попечительского совета), а также по просьбе самого учащегося. Досрочное снятие дисциплинарного взыскания оформляется приказом директора.
14.15. В случае совершения учащимся во время образовательного процесса административного нарушения, администрация школы может ходатайствовать о привлечении его (его законных представителей) к административной ответственности в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь. Направлению ходатайства должно предшествовать служебное расследование, проводимое администрацией учреждения для установления обстоятельств дела. О совершённом правонарушении ставятся в известность законные представители учащегося.
14.16. Учащиеся учреждения (их законные представители) несут материальную ответственность за порчу ими (их детьми) имущества школы в установленном законодательством Республики Беларусь порядке. Законные представители учащегося должны быть поставлены в известность о факте порчи их ребёнком имущества учреждения. Для установления стоимости ущерба директором создаётся комиссия в составе представителей администрации, педагогического коллектива, органов самоуправления, бухгалтерии и материально-ответственного лица.
</article>