Методические рекомендации по обеспечению системной организации общественно полезного труда
учащихся учреждений общего среднего образования
Общественно полезный труд учащихся учреждений общего среднего образования является важнейшим средством трудового воспитания, способствует реализации профессионального выбора, осознанию социальной значимости профессиональной деятельности.
Общественно полезный труд организуется в учреждениях общего среднего образования с целью формирования:
культуры трудовой и профессиональной деятельности, уважения к людям труда;
интереса к рабочим профессиям, закрепления знаний, умений и навыков, получаемых в процессе трудового обучения;
трудолюбия, бережливости, стремления к созданию общественно полезных продуктов.
Необходимыми условиями организации общественно полезной деятельности учащихся являются:
взаимодействие учреждений общего среднего образования с семьей, учреждениями производственной и социокультурной сферы по развитию трудовой активности учащихся;
оптимальный выбор и сочетание различных форм организации трудовой деятельности;
использование разнообразных видов общественно полезного труда.
Основные виды общественно полезной деятельности учащихся учреждений общего среднего образования:
1-2 классы:
самообслуживание: уборка своего рабочего места, сервировка обеденного стола и уборка посуды со стола;
3-4 классы:
самообслуживание: уборка своего рабочего места, сервировка обеденного стола и уборка посуды со стола;
ухаживание за комнатными растениями,
влажная уборка пыли в учебном помещении;
собиранию и изготовлению коллекций местного природного материала, гербариев учащимися;
ремонту наглядных и учебных пособий, книг в библиотеке (проклейка, ремонт переплетов);
5-8 классы:
самообслуживание: уборка своего рабочего места, сервировка обеденного стола и уборка посуды со стола;
ухаживание за комнатными растениями,
влажная уборка пыли в учебном помещении;
уборка территории;
дежурство в обеденном зале (сервировка обеденного стола, подача на столы порционных холодных блюд);
собиранию и изготовлению коллекций местного природного материала, гербариев;
ремонту наглядных и учебных пособий, книг в библиотеке (проклейка, ремонт переплетов);
благоустройству территории (озеленение, уход за цветниками и газонами);
изготовлению изделий из бумаги, дерева, текстильных материалов;
8-11 классы:
самообслуживание: уборка своего рабочего места, сервировка обеденного стола и уборка посуды со стола;
ухаживание за комнатными растениями,
влажная уборка пыли в учебном помещении;
уборка территории;
дежурство в обеденном зале (сервировка обеденного стола, подача на столы порционных холодных блюд);
влажная уборка учебного помещения;
собиранию и изготовлению коллекций местного природного материала, гербариев учащимися;
ремонту наглядных и учебных пособий, книг в библиотеке (проклейка, ремонт переплетов);
благоустройству территории (озеленение, уход за цветниками и газонами);
изготовлению изделий из бумаги, дерева, текстильных материалов учащимися;
ремонту мебели, спортивного и игрового инвентаря;
уход за мемориальными комплексами, памятниками, воинскими захоронениями и другими исторически значимыми местами;
оказание посильной помощи ветеранам, участникам Великой Отечественной войны, ветеранам труда, детям-инвалидам, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, взрослым, которые нуждаются во внимании и заботе.
В учреждении общего среднего образования используются следующие формы организации общественно полезной деятельности учащихся 5-11 классов: конкурсы, соревнования, акции, трудовые и экологические десанты, творческие проекты, субботники, смотры-конкурсы, «зеленые» и «голубые» патрули, концерты агитбригад, дежурства и др.
Общественно полезный труд организуется в соответствии с планом работы учреждения общего среднего образования и реализуется в течение учебного года во внеурочное время и каникулярный период.
Координация деятельности по организации общественно полезного труда учащихся 5-11 классов в учреждениях общего среднего образования возлагается на заместителя директора по воспитательной работе, в классе – на классного руководителя, на учебно-опытном участке (школьном лесничестве), производственной (учебно-производственной) мастерской – на педагогического работника, ответственного за данный участок. Контроль за распределением и выполнением работ осуществляет заместитель директора по воспитательной работе и заместитель директора по административно-хозяйственной работе учреждения общего среднего образования.
Педагогические работники, при организации общественно полезного труда учащихся 5-11 классов учреждений общего среднего образования, несет ответственность за:
подготовку оборудования (инструментов, приспособления, материалов);
инструктаж учащихся по охране труда с регистрацией (записью) в журнале;
выполнение учащимися правил техники безопасности, правил охраны труда и санитарно-гигиенических требований;
сохранение жизни и здоровья учащихся в период выполнения общественно полезных работ.
В соответствии с ПОСТАНОВЛЕНИЕМ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬот 27 декабря 2012 г. № 206 Об утверждении Санитарных норм и правил «Требования для учреждений общего среднего образования» и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства здравоохранения Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов
(в ред. постановлений Минздрава от 29.07.2014 N 63, от 25.11.2014 N 78, от 17.05.2017 N 35, от 03.05.2018 N 39)
П.121. ГЛАВА 9.
Учащиеся могут привлекаться к общественно полезному труду с учетом состояния здоровья и в пределах:
25 минут в учебную неделю в 1–2-х классах;
45 минут в учебную неделю в 3–4-х классах;
одного часа в школьную неделю в 5–8-х классах;
1 часа 30 минут в школьную неделю в 9–11-х классах.
В рамках общественно полезного труда могут выполняться работы по:
самообслуживанию: уборка своего рабочего места, сервировка обеденного стола и уборка посуды со стола – учащимися с 1–2-го классов; ухаживание за комнатными растениями, влажная уборка пыли в учебном помещении – с 3-го класса; уборка территории – с 5-го класса; дежурство в обеденном зале (сервировка обеденного стола, подача на столы порционных холодных блюд) – с 7-го класса; влажная уборка учебного помещения – с 8-го класса;
собиранию и изготовлению коллекций местного природного материала, гербариев учащимися 3–11-х классов;
ремонту наглядных и учебных пособий, книг в библиотеке (проклейка, ремонт переплетов) учащимися 3–11-х классов;
благоустройству территории (озеленение, уход за цветниками и газонами) учащимися 5–11-х классов;
изготовлению изделий из бумаги, дерева, текстильных материалов учащимися 5–11-х классов;
ремонту мебели, спортивного и игрового инвентаря учащимися 8–11-х классов.
Запрещается привлекать учащихся к работам, запрещенным законодательством Республики Беларусь, в том числе в соответствии:
со списком работ, на которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет, утвержденным постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 2 февраля 1995 г. № 13 «Аб Спісе работ, на якіх забараняецца прымяненне працы асоб маладзей васемнаццаці гадоў»;
с постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 13 октября 2010 г. № 134 «Об установлении предельных норм подъема и перемещения несовершеннолетними тяжестей вручную»;
с постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 15 октября 2010 г. № 144 «Об установлении перечня легких видов работ, которые могут выполнять лица в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет» (в ред. постановлений Минтруда и соцзащиты от 26.05.2011 N 35, от 08.05.2013 N 37, от 27.06.2014 N 53).
Также запрещается привлекать учащихся:
к работам, опасным в эпидемическом отношении: уборка санитарных узлов, надворных уборных, умывальных комнат, уборка и вывоз отбросов и нечистот;
к работам, опасным для жизни: санитарная обработка чаши плавательного бассейна, мытье оконных и других стекол, электросветильников;
к мытью полов учащимися младше 14 лет;
к приготовлению блюд, порционированию блюд, кроме самообслуживания за своим столом.