КОНЦЕПЦИЯ
развития народного музея боевой и трудовой славы государственного учреждения образования «Средняя школа №1 г.Ветки имени А.А.Громыко»
- Вступление
Школьный музей развивает творчество и самодеятельность учащихся, его работа имеет большое воспитательное и познавательное значение.
Музей нашей школы был открыт 28 сентября 1973 года, в день 30-й годовщины освобождения города от фашистских захватчиков.
23 августа 2024 года Постановлением Министерства культуры Республики Беларусь №116 музей подтвердил статус «народный».
- Проблема патриотического воспитания и пути ее решения средствам
школьного музея.
События, последующие после печально закончившейся «перестройки», резко снизили уровень патриотического сознания, особенно молодежи. Широкое распространение получило неуважительное отношение к государству, к историческому прошлому родной страны, прежде всего периода Великой Отечественной войны и всей советской эпохи.
Приближающееся 80-летие Великой Победы настоятельно диктует необходимость переломить эту негативную тенденцию, сделать все для того, чтобы подрастающее поколение получало правдивую информацию и через это воспитывать учащихся в духе патриотизма.
Деятельности школьного музея принадлежит здесь важная роль.
- Цели и задачи работы школьного музея.
Музей призван способствовать:
- формированию у учащихся гражданско-патриотических качеств;
- расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей;
- привитию навыков исследовательской деятельности у учащихся;
- поддержка творческих способностей детей;
- формированию интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений.
IV. Программа деятельности музея.
Организация деятельности музея опирается на законодательные акты Республики Беларусь:
- Кодэкс Рэспублікі Беларусь аб культуры, 20 ліпеня 2016, №413-3;
- Кодекс Республики Беларусь об образовании, 13 января 2011, №243-3. с изменениями, внесенными Законом РБ от 14 января 2022 г. № 154-3. По состоянию на 1 сентября 2022 г.
В практике музея сложились следующие формы и методы работы:
- учебная экскурсия в музее;
- использование музейных предметов учащимися в качестве учебных пособий на уроке;
- демонстрация музейных предметов во время бесед учителя;
- подготовка экскурсоводов из числа учащихся и проведение ими самостоятельных экскурсий;
- подготовка учащимися-экскурсоводами под руководством руководителя музея их текста;
- активное участие членов Совета музея в акции “Беларусь помнит”,проходящая ежегодно 9 мая;
- организация членами Совета музея ежегодной акции “Никогда больше”, проходящей 3 декабря и посвященной Ветковскому Холокосту;
- велопробеги по местам боев за освобождение Ветковщины,проходящими ежегодно в предверии 28 сентября – Дня города.
- уход за могилами Героя Советского Союза, похороненного на Ветковщине:
Павла Николаевича Буйневича (Ветка),
- регулярное обновление издания музея “Памятники войн и гражданских конфликтов на территории Ветковского района”
V.Основные методы работы.
Для работы музея используются следующие методы:
- поисковая деятельность в тесном взаимодействии с Гомельским областным поисковым общественным объединением “ Ніколі не забудзем” и обособленной группой (Ветковского района) военного комиссариата Добрушского и Ветковского районов Гомельской области;
- встречи с воинами-ветеранами, выполнявшими интернациональный долг в Афганистане;
- экскурсии по музейным выставкам;
- экскурсионная деятельность;
- подготовка экскурсоводов;
- оформление тематических выставок:
к 80-летию Великой Победы подготовлен каталог о земляках защищавших нашу Родину на фронтах Великой Отечественной войны,
к 115-летию со дня рождения А.А.Громыко подготовлена встреча с внуком Алегсеем Громыко;
к 100-летию со дня рождения Аксенова А.Н. подготовлен выпущен журнал о жизни и деятельности знаменитого земляка.
VI. Руководство работой музея.
Осуществляют директор школы и руководитель музея, последний координирует деятельность Совета музея – органа ученического самоуправления.
VII. Механизмы реализации концепции
- использование материалов музея в учебной и воспитательной работе;
- формирование коллектива единомышленников: педагогов, учащихся и представителей общественности;
- воспитание у школьников уважения к боевому и трудовому подвигу предков;
- укрепление и совершенствование материально-технической базы музея;
- краеведческая и музееведческая деятельность должна стать одной из важнейших проводников гражданско-патриотического воспитания;
- увеличения количества учащихся, вовлеченных в изучение истории Беларуси, краеведческую деятельность;
- совершенствование поисково-исследовательской работы по профилю музея;
- увеличение количества социально значимых мероприятий, инициируемых музеем.
VIII. Что даст осуществление данной концепции.
Реализация данной концепции будет способствовать развитию в школе системы гражданско-патриотического воспитания.